Ответственный бизнес должен соответствовать базовым принципам «зеленой» экономики
Национальный форум по устойчивому развитию — это уже третий ежегодный проект делового издания «Ведомости». Форум стал одной из самых заметных площадок для дискуссий и обмена мнениями ответственного российского бизнеса об актуальных аспектах трансформации корпоративных стратегических подходов и практических действий в интересах Целей в области устойчивого развития ООН до 2030 года (ЦУР). Особый интерес на форуме вызвала сессия «Актуальные амбиции бизнеса в области климата и экологии». Ее модератором выступил руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгений Шварц.
Стефан Звегинцов, генеральный директор «Энел Россия»:
— Если говорить о бизнесе в целом, мы видим, что многие компании взяли на вооружение системы по получению рейтингов, по выпуску отчетности. Особенно радует, что это давно не для галочки, а становится мощным инструментом, чтобы поразмышлять над своей бизнес-моделью, и понять, как она трансформируется для экологического следа, для привлечения инвесторов в собственный капитал.
Давайте подумаем об энергетике и об энергетиках. Я бы хотел рассмотреть это с точки зрения как производителя, так и руководителя. Это тот же самый бизнес, и многие крупные потребители, в первую очередь, конечно, заинтересованы в том, чтобы в России появлялись низкоуглеродные энергомощности. Например, ветропарки, солнечные станции. И в рамках корпоративной стратегии эти мощности важны для покрытия собственных нужд и являются важным элементом в реализации успешной бизнес-модели.
Татьяна Филева, председатель совета директоров S7 Airlines:
— Что происходит в авиации? Есть несколько авиационных глобальных альянсов, один из них так называемый Оneworld. Это альянс, в который входит S7. Также в нем состоят American Airlines, British Airways и другие компании. Наш альянс взял обязательство нивелировать выбросы СО2 к 2050 году.
За счет чего S7 будет снижать выбросы? Во-первых, за счет сокращения потребления топлива. Самолеты нового поколения — например, Airbus Neo — потребляют на 15–17% меньше топлива, чем самолеты старого поколения. Что такое 17%? Это топливо где-то на один летный час и 0,45 тонны CO2. Чтобы было понятно, что такое один час полета: например, человек за год жизни производит в среднем 6–8 тонн CO2.
И первое, что делают авиакомпании для сокращения выбросов, переходят на самолеты нового поколения. В парке S7 их 31, и на них выполняется 45% рейсов.
Второе: изменение операционных процессов. К примеру, руление самолета на одном двигателе после приземления. Или подключение самолета к электропитанию в аэропорту. При подготовке к полету зимой электропитание борта осуществляется из аэропорта, а не от включенного двигателя. Есть меры для оптимизации маршрутов и выбора правильного эшелона, где сжигание топлива наиболее эффективно. Все вместе может дать не менее 20% экономии.
Сейчас уже есть самолеты нового поколения, есть биотопливо, вопрос в том, когда будут самолеты, которые вообще будут летать на электрических двигателях? Большие самолеты не скоро. Маленькие, мест на 19, до 2030 года. Это будут не батарейки, а электрические двигатели, которые, скорее всего, будут питаться от энергии, вырабатываемой водородными ячейками. У батарейки не хватит мощности. Но на совсем маленьких самолетах будет первый прорыв, потому что они легче, их просто проще сделать сертифицированными.
И потом, до 2030 года мы увидим на самолетах в 19 мест, что они будут полностью на «зеленом» водороде, с нулевым СО2. Это будет прорыв, потому что это уже не биотопливо, это не какие-то чуть более эффективные двигатели, а совершенно новый самолет. И я думаю, что компании начнут очень активно использовать их на коротких маршрутах, на которых сейчас не используют, потому что большие компании стараются не иметь дело с маленькими самолетами.
Сергей Глушков, вице-президент по корпоративным отношениям PepsiСo Восточная Европа:
— Мы вложили очень много денег в наш бизнес, но я больше всего горжусь тем, что мы одни из первых начали вкладывать в агрообразование. Я считаю, что это ключ к построению совершенно нового мировоззрения тех, кто сейчас приходит в наш бизнес. Должно быть понимание на уровне акционеров и управляющих директоров.
Самое главное, чтобы молодые люди, которые приходят в наши компании, думали так же, как и мы, а может быть учили нас быть гораздо более гибкими к изменяющимся требованиям общества, которое от нас совершенно другого ожидает. И очень хорошо, когда мы идем в ногу со временем или чуть-чуть его опережаем.
Юлия Шабала, заместитель гендиректора по устойчивому развитию и корпоративным вопросам компании «Удоканская медь»:
— Мы сейчас работаем над проектом Удоканского месторождения меди, мы находимся в стадии строительства, а запуск комбината запланирован на 2023 год.
Это направление по освоению одного из самых сложных месторождений в РФ. У нас достаточно большой опыт в горно-металлургическом сегменте, но цветная металлургия для нас — это большой вызов, особенно в суровых климатических условиях на севере Забайкальского края.
Технология разрабатывалась всем миром. Лучшие ведущие инженерные компании работали над технологией освоения месторождения, поэтому сразу были заложены самые прогрессивные методы, самые энергоэффективные, учитывая еще энергодефицитность района Дальнего Востока.
Михаил Автухов, заместитель председателя правления — руководитель корпоративно-инвестиционного блока «Совкомбанка»:
— Мы первые среди российских банков присоединились к принципам ответственного финансирования ООН. Это состоялось в 2019 году, когда это не было так популярно с точки зрения повестки, как сейчас. Мы в начале прошлого года выпустили первую «зеленую» облигацию, непростую, состоящую из нескольких траншей, над которой мы работали практически год. Это проект по секьюритизации солнечной энергетики, это самый крупный «зеленый» фонд, который до августа прошлого года вращался на российском рынке.
Мы участвовали в прошлом году в крупнейшем выпуске «зеленых» облигаций, которые размещало РЖД. Это крупнейший выпуск облигаций на российском рынке объемом до 100 млрд рублей. 88% «зеленых» облигаций SDG (ЦУР), которые вращаются на российском рынке, размещены с нашим участием. Это наша роль в этом процессе.
Сергей Чеботарев, вице-президент по энергетике и экологии Группы НЛМК:
— Для ответственного бизнеса соответствие базовым принципам той самой «зеленой» экономики должно быть основополагающим, частью миссии. Для нас это тоже достаточно стандартная часть нашей стратегической повестки, потому что мы уже десятилетия вкладываем в экологию, у нас объем экологических инвестиций в последние 20 лет более миллиарда долларов.
Несомненно, мы все эти десятилетия реализовывали и продолжаем реализовывать мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности. Очевидно, что повышение эффективности использования энергоресурсов — это один из важнейших компонентов той самой «зеленой» экономики.
Трансграничное углеродное регулирование в первую очередь коснется металлургии в секторах российской экономики. Мы участвуем в дискуссиях на уровне и Европейского союза, и РФ. При этом наша активность не ограничивается дискуссиями по таксономии, методологии оценки. Мы проявляем повышенное внимание к темам про возобновляемую энергетику, мы движемся дальше по пути реализации проектов утилизации вторичных ресурсов.
Владимир Сидорович, директор информационно-аналитического центра «Новая энергетика»:
— Энергетика сегодня совсем не та, какой она была 20 лет назад в технологическом плане. И через 10 лет она будет отличаться от нынешнего состояния. То есть начинают работать новые энергетические технологии, новые механизмы, новые инструменты управления энергосистемой.
Понятно, что процесс был запущен искусственно, политически, когда-то, но сегодня он приобрел неоспоримо объективный характер. Это было ясно давно, еще до Парижского соглашения, до 2015 года было понятно.
Вот сейчас руководитель Группы Enel Франческо Стараче хорошо это описал, мне очень нравится эта цитата из западных газет. Он сказал: «Течет мощный поток. Вы можете решать, в каком направлении плыть, но повлиять на сам поток вы не можете, вы не в состоянии». Это революция технологии, и это безумие, если кто-то считает, что может повлиять на это.
Вы можете плыть в противоположном направлении, у вас хватит сил на несколько лет плыть куда-то, и снова технологии поменяются. У нас до сих пор не все это осознают. Некоторые думают, что это рассосется на экспертном уровне, на политическом уровне. Уверяю вас, не рассосется. С чем мы столкнемся в ближайшие десятилетия? Электроэнергетика будет практически полностью декарбонизирована к середине века, у меня нет никаких сомнений.
Подготовили Николай Алексеев, Артем Реутов
Фото: из личных архивов спикеров; Pixabay
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте