Потребсектор в условиях санкций: выживут только крупные
Аналитическое управление ФГ «Финам» представило инвестиционную стратегию по потребительскому сектору. В исследовании отмечается, что рекордно высокая инфляция, перебои в логистике и падение покупательской способности усилят конкуренцию. В итоге ритейлерам придется перестроиться под новую реальность, в которой место неэффективных игроков займут крупные участники с возможностью широкой диверсификации бизнеса.
Разгон инфляции в мире оказывает двойственное влияние на потребительский сектор. С одной стороны, средний чек ритейлеров растет на фоне повышения отпускных цен, а c другой — высокая инфляция заставляет потребителей пересмотреть свои расходы. Тем не менее российский ритейл оказывается в выигрышном положении за счет увеличения среднего чека, который отражает разгон цен и ажиотажный спрос на продукты питания, отмечается в исследовании «Финама»: «Продавцы также выигрывают из-за отказа россиян от мест общественного питания, что связано с падением покупательской способности и увеличением отпускных цен рестораторов. Эти факторы станут драйверами роста выручки для потребсектора в I квартале, после чего крупные игроки смогут увеличить свою долю за счет менее эффективных игроков, которые не выдержат такого давления».
Среди трудностей для небольших участников рынка аналитики выделяют перестроение логистических цепочек и поиск новых поставщиков. «Проблемы с сухопутной и морской логистикой могут повлиять на наличие импортных товаров на полках ритейлеров, а также увеличить себестоимость импортируемых товаров из-за ослабления рубля и логистических издержек. Поэтому компании, которые смогут быстрее наладить поставки от новых поставщиков для замещения выбывших товаров, будут более конкурентоспособными», — считают в «Финаме».
В исследовании также подчеркивается, что крупные игроки с большим запасом прочности смогут укрепить свои позиции за счет собственных логистических и производственных возможностей, в то время как небольшим предприятиям придется покинуть рынок.
Тренд на консолидацию продолжится: крупные ритейлеры продолжат занимать торговые площади региональных игроков и покупать активы с потенциалом. Однако одновременно с этим на российском рынке продовольственного ритейла продолжится смещение покупательских предпочтений от гипермаркетов к магазинам меньшего формата, говорится в исследовании: «Например, доля выручки „Магнита“ от сегмента супермаркетов составляла 22% в 2014 году, а по итогам 2021 года снизилась до 12%. Аналогичная ситуация отмечена в Х5, где доля от гипермаркетов снизилась с 14,7% в 2011 году до 1,4% в 2021 году». Аналитики объясняют это тем, что потребители не хотят тратить время на дорогу в гипермаркеты, цены в которых не всегда выше магазинов у дома.
Наибольшими перспективами, по мнению экспертов, обладают крупные игроки, развивающие несколько форматов магазинов: например, «Магнит». «Проактивный подход “Магнита” к увеличению рыночной доли диверсифицирует риски компании — падение спроса на один формат может быть компенсировано ростом спроса в другом формате. А наличие собственного производства позволяет поддерживать более высокую маржинальность продаж по сравнению со сторонними брендами», — сообщается в исследовании.
Ознакомиться с полной версией исследования.
Фото: Pixabay
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте