Развитие транспортного строительства в 2022 году: вызовы, решения, сильные и слабые стороны
Транспортное строительство традиционно сохраняет высокую значимость для государства и является одним из приоритетных направлений развития. В 2022 году, несмотря на все испытания, ситуация не изменилась. Хотя некоторые особенности развития отрасли все же прослеживаются. Эксперты PERI Россия — заместитель генерального директора и руководитель направления инфраструктуры Алексей Грунчин и проектный менеджер Владимир Паирели — руководитель коммерческого направления Мосты, тоннели и метро, делятся своим видением обстановки в индустрии транспортной инфраструктуры.
Курс на ускорение
Транспортная инфраструктура сейчас находится на подъеме: реализуются проекты прошлых лет, запускаются новые, задаются стратегические цели. Так, планируется, что в 2022 году удастся завершить строительство и реконструкцию более 1800 км автодорог.
Особое внимание уделяется крупным федеральным проектам, которые продолжают получать стабильное финансирование и поддержку государства. К примеру, на юге страны осуществляются масштабные работы, в числе которых строительство обходов Владикавказа и Анапы. Также на более строгий контроль взяты некоторые стратегические проекты, такие как скоростная трасса М-12 от Москвы до Екатеринбурга общей протяженностью около 1600 км. Перед строителями стоит задача закончить проект в 2024 году.
Очевидно, отрасль не сбавляет темпы развития. Наоборот – идет акцент на сокращение сроков работ. В том числе 22 апреля вышло распоряжение Правительства РФ № 979-р о выделении 120 млрд рублей на «строительство новых и приведение в порядок действующих автомобильных дорог», направленное в том числе на опережающую реализацию мероприятий в рамках проекта «Развитие федеральной магистральной сети». Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев также заявил о том, что планируется ускорение. По его словам, для этого будут применяться более совершенные методы управления строительством, осуществляться переподготовка кадров для повышения их квалификации.
Курс на ускорение темпов строительства вселяет надежду на то, что финансирование будет поддерживаться на должном уровне и будет выпущена проектная документация. Это необходимо для выполнения всех работ в заданные сроки.
Кроме того, для ускорения требуется использование современных технологий – именно они способны вывести отрасль на новый уровень. Отчасти необходимые технологии применяются уже сегодня, однако существующая тендерная система замедляет процесс модернизации транспортной инфраструктуры. Нередко выбор делается в пользу компаний, которые готовы оказывать услуги по более низким ценам. Но зачастую они предлагают не самые высокотехнологичные решения.
При этом внедрение новых технологий – вполне осуществимая задача. Например, у PERI есть опыт разработки дорожных карт вместе с заказчиками и их дальнейшей привязки к графикам строительства. Это действенный способ, который позволяет не только оптимизировать сроки выполнения работ, но и внести вклад в решение проблемы рабочей силы. Применение современных технологий подразумевает сокращение человеческого труда и упрощение процесса обучения.
Влияние санкций
Несмотря на то, что транспортная инфраструктура продолжает развиваться быстрыми темпами, некоторое влияние политической обстановки все же наблюдается. Так, российские компании с иностранным капиталом оказались в не самом выгодном положении. Даже продолжая выполнять все обязательства по договорам и в целом сохраняя добропорядочность, они могут столкнуться с проблемами. Кроме того, ожидаемо возникают определенные сложности у организаций, которые попали под санкции, а также у тех, кто ранее заключил контракты с компаниями, попавшими под санкции. Вместе с тем стоит отметить, что часть игроков рынка смогли оперативно сориентироваться и взять курс на локализацию производства, в результате чего получили хорошие перспективы развития.
Санкционная политика привела к перестроению многих бизнес-процессов, из-за чего в некоторой степени наблюдается потеря темпов строительства. Часть сделок либо отменены, либо не рассматриваются в ближайшей перспективе. Однако это не означает, что строительство остановится: отрасль успешно подстраивается под внешние вызовы, компании ищут решения для возникающих проблем.
Вопрос поставок — один из самых болезненных для многих отраслей, — в меньшей мере затронул транспортную инфраструктуру и строительную индустрию в целом. Значительная часть материалов, среди которых, например, щебень, песок, цемент, изготавливается в России. Правда, существуют и исключения из правил. Так, из-за ограничения транзита в Калининграде наблюдается дефицит цемента. Но это скорее частный случай, и проблема уже решается.
В то же время наблюдаются сложности с технологичным оборудованием, системами электроники и управления производством, кондиционирования и автоматизации, машинами, такими как погрузчики и экскаваторы. До недавнего времени использовались в основном решения зарубежных производителей. Даже техника российского производства зачастую изготавливается на импортном оборудовании. Из-за проблем с поставками из Европы существует угроза старения техники: обычно на складах есть запас по обслуживанию, но он не вечен.
Сейчас рассматриваются возможности для импорта из других стран – не Евросоюза и Северной Америки. Также предполагается, что часть производства будет развернута на территории РФ. На это потребуется время, к тому же технологических разработок на данный момент в России недостаточно. Однако учитывая то, какая проводится серьезная работа по локализации, можно надеяться, что большая часть потребностей будет закрыта до конца текущего года.
Еще одним «санкционным» фактором влияния на отрасль стали скачки курса валют. Так, еще в конце февраля ожидалось, что цены на продукцию вырастут на 30%. И действительно, в марте, даже после снижения курса доллара, цены на материалы не вернулись к прежним показателям и превышали их на 50-60%. Впрочем, и этот вопрос был взят под контроль правительства. С начала марта цены на стройматериалы мониторят региональные власти, проверки в этой сфере проводит ФАС.
Дополнительные вызовы
Существуют и другие факторы, которые оказывают негативное влияние на развитие транспортной инфраструктуры. К примеру, мы уже упомянули проблемы в тендерной системе, которые мешают конкурировать компаниям, которые профессионально подходят к своему делу. Было много случаев, когда фирмы, предлагающие более дешевые услуги, выигрывали тендеры, но в итоге срывались сроки поставки или выполнение работ вовсе не завершалось. Однако при действующей системе избежать такой ситуации сложно – необходимы изменения на законодательном уровне.
Вторая серьезная проблема связана с проектной документацией. Она довольно сильно запаздывает: слишком долго выдаются разрешения и технические решения. В итоге страдают строители, у которых остается уже не так много времени на выполнение работ. Приходится искать способы компенсировать потерянное время, сокращать сроки.
Вопрос регулирования в целом стоит довольно остро. Сегодня строители оказываются зажаты: нормами с одной стороны и отсутствием документации – с другой. И в этих условиях необходимо выходить на строительную площадку и стараться качественно выполнить свою работу.
Хорошая новость в том, что российский строительный рынок обладает огромным потенциалом развития. PERI относится к числу компаний, которые берут курс на поиск возможностей. В России у нас выработана понятная схема взаимоотношений между подрядчиками и поставщиками, клиенты знакомы с нашими технологиями. Мы успешно идем по пути локализации. А транспортная инфраструктура будет развиваться несмотря ни на что: людям всегда нужны дороги. Отрасль пережила уже много кризисов, и нет оснований полагать, что текущий станет исключением.
Фото: Unsplash
мероприятий