журнал стратегия

#журнал стратегия

Рейтинг 100 самых продаваемых франшиз России на 2025 год

Businessmens.ru представил рейтинг самых популярных франшиз 2025 года. По итогам 2024 года в лидерах Rostic’s, Wildberries и «Пятёрочка». В количественном выражении популярность франшиз увеличилась за год на 43%, но темп роста снизился и в обозримом будущем тенденция сохранится. Внимание покупателей начало смещаться с недорогих франшиз на крупные бренды и дорогие модели бизнеса. Средний уровень вложений растёт. Популярность вновь приобретают полноформатные кофейни и рестораны.

Рейтинг популярности франшиз от Businessmens.ru - ежегодное исследование изменений на рынке российского франчайзинга. Формируется он на основе данных из открытых источников, СМИ и официальной статистики брендов, учитывает количество новых точек и представительств, запущенных по франшизе, объём необходимых вложений, сроки окупаемости, динамику роста компаний за прошедший год и другие факторы.

В этом году несмотря на новостной фон и перипетии в управлении, первое место среди российских франшиз заняла Wildberries, увеличившая за 2024 год свою сеть сразу на 60%. Активность маркетплейса отмечается каждый год, компания всегда попадает в топ-10, но первую строчку рейтинга занимала в последний раз в 2021 году.

На второе место вышел бренд Rostic’s. Компания ещё в 2023 году заявляла о глобальных планах развития, потом выкупила мастер-франчайзи ушедшей KFC. И судя по достижениям и планам, фирма уже сейчас выглядит претендентом на первое место в рейтинге следующего года: цель - открыть 650 новых точек в течение четырёх лет.

Третье место у "Пятёрочки". Продовольственный ритейлер - один из завсегдатаев рейтинга. Сеть с 2021 года всегда была в топ-3 и лишь в прошлогоднем топе замыкала десятку. В 2024 году компания открыла по франшизе 172 магазина и снова добралась до тройки лидеров.

В этом году в десятке лидеров заметные изменения. Из стабильных «старичков» на пятом месте «Додо Пицца», а на шестом - Ozon. На четвёртое место вырвалась ресторанная сеть Pro.Хинкали. Что интересно, это полностью франшизный проект, у компании нет собственных точек, но в ресторанном опыте Novikov Group сомневаться не приходится.

С пятнадцатого места в прошлом рейтинге на седьмое поднялась франшиза агентства недвижимости «Самолёт Плюс». С четырнадцатого на восьмое - сеть магазинов косметики и товаров для дома «Улыбка Радуги».

На девятом месте оказался новичок рейтинга и ещё один проект X5Retail Group - магазины «Около». В отличие от «Пятёрочки», бренд работает по прямому франчайзингу. Сеть к концу прошлого года перешагнула отметку в 1000 точек. Замыкает топ-10 ещё один новичок рейтинга из числа крупных игроков – франшиза продуктового даркстора «Яндекс.Лавка».

Что интересно людям

Нынешний рейтинг показал интересную тенденцию: дешёвые франшизы начали уступать дорогим. Сейчас средние вложения в открытие бизнеса по франшизам из топ-30 рейтинга Businessmens.ru составляет 12,3 млн рублей. В прошлом году этот показатель был на уровне в 6,4 млн рублей.

Причин может быть несколько: отказ начинающих предпринимателей с малым бюджетом от бизнеса из-за изменений в мировой экономике и активность крупных брендов, связанная с тем, что именно их модели наиболее стабильны в сложное время.

Топ-10 популярных франшиз в 2024 году

Место в рейтинге Франшиза Инвестиции, руб. Открыто по франшизе в 2024 году
1 (+7) Wildberries 200000 19300
2 (new) Rostic’s 38500000 100
3 (+6) Пятёрочка 20000000 172
4 (new) Pro.Хинкали 80000000 48
5 (-1) Додо Пицца 20000000 144
6 (-3) Ozon 250000 10000
7 (+7) Самолёт Плюс 1400000 147
8 (+5) Улыбка Радуги 4500000 400
9 (new) Около 5000000 350
10 (new) Яндекс.Лавка 15000000 105

 

 

Популярные категории франшиз

Возвращают популярность полноформатные кофейни. В предыдущие несколько лет каждый рейтинг отмечался большим количеством франшиз кофейного вендинга. Сейчас в топ-35 попали сразу две полноформатные кофейни - Cofix, Surf Coffee, а весь вендинг расположился только после четвертого десятка. Это подтверждает вывод о снижении популярности дешёвых франшиз.

По-прежнему популярны пункты выдачи заказов. Это связано с активностью крупных компаний, задача которых покрыть максимальную долю рынка и не уступить в количестве ПВЗ конкурентам. В топ-25 вошли все три бренда - WB, Ozon и Яндекс.Маркет, а также франшиза логистического ПВЗ от CDEK.

Активностью в этот раз отличились франшизы дорогих рестораны и кафе. Помимо Pro.Хинкали, в топ-30 рейтинга попали "Мидийное место», «Горыныч», Chiko и «Старик Хинкалыч» с вложениями от 14 до 80 млн рублей.

А также франшизы продуктовых магазинов и магазинов с товарами ежедневного потребления, в том числе по фиксированным ценам и дискаунтеры.

Помимо «Пятёрочки» и «Улыбки радуги», в топ-25 можно найти «Домашкино», сети «Авокадо» и «Малинка», «Магазин Постоянных Распродаж», магазин фиксированных цен One Price. Популярность этих категорий объясняется как раз потребностью в бизнес-моделях со стабильным спросом и рассчитанных на массовую аудиторию. Уровень вложений у всех перечисленных франшиз - от 5 до 15 млн рублей.

 

 

Лидеры рейтинга франшиз по категориям бизнеса

 
Категория бизнеса 1 местов категории Кол-во точек, открытых в 2024 году Инвестиции, руб.
Автомойки 150 bar 107 1500000
Агентства недвижимости Самолёт Плюс 147 1400000
Салоны красоты Точка красоты 24 6000000
Фаст-фуд Rostic’s 100 38500000
Кофейни Surf Coffee 70 15000000
Киберспорт и VR Colizeum 141 7000000
Магазины одежды Choupette 13 6000000
Пекарни Настоящая пекарня 134 2650000
Продуктовые Пятёрочка 172 20000000
Напитки PIMS 47 6000000
Суши и роллы Суши Wok 58 2800000
Пункты выдачи Wildberries 19300 200000
Ювелирные магазины SOKOLOV 80 15000000
Автосервисы FIT Service 25 6000000
Алкомаркеты 24 Градуса 52 1600000
Кальянные HookahPlace 35 12000000
Товары для дома Галамарт 29 10000000
Косметика Улыбка Радуги 400 4500000
Доставка продуктов Яндекс.Лавка 105 15000000
Аптеки Советская аптека 67 3000000
Коворкинги PAGE 4 60000000
Зоомагазины Мокрый нос 74 1732645
Цветочные магазины Bambini Flowers 78  
Мороженое 33 Пингвина 155 622874

 

Спрос на франшизы в 2024 году. Итоги года

По итогам 2024 года рынок франчайзинга в России нарастил обороты по сравнению с 2023 годом. Согласно внутренней аналитике количества заявок на франшизы каталога Businessmens.ru, с января по декабрь 2024 года пришло на 43% больше запросов, чем за аналогичный период 2023 года.

Но темпы увеличения спроса снизились (в прошлом периоде показатель составлял 57,7%). И также окончательно проявилась сезонность, характерная для франчайзинга в стабильное время: низкий сезон в мае-июле, пик спроса в ноябре-январе. Это свидетельствует о стабилизации рынка.

Распределение спроса на франшизы по инвестициям

На франшизы дороже 1 млн рублей в 2024 году пришлось только 29,5% спроса в каталоге. Но постепенно повышается уровень заинтересованности покупателей в моделях дороже 6 млн рублей. В 2024 году доля таких заявок составила 3,8%, в то время как два года назад она не превышала 2,9%.

На самые дешёвые франшизы с инвестициями до 300 тыс. рублей по-прежнему самый высокий спрос (37,9% заявок), но тренд на снижение их доли продолжается. И результаты этого тренда уже заметны в итогах рейтинга франшиз, показавшего увеличение средней суммы вложений в топ-100.


География и социальная специфика спроса на франшизы

На Москву и Санкт-Петербург по статистике Businessmens в 2024 году пришлось 36,2% всех заявок. 19,9% - на столицы регионов РФ, а также на Минск и Алматы.

Женщины за 12 месяцев 2024 года оставили больше заявок на франшизы, чем мужчины. Доля их интереса увеличилась до 50,5%, хотя раньше до этого показателя не доходила. Больше всего франшизами интересовались предприниматели от 22 до 34 лет - 34,7%. На возраст 35-44 года пришлось 27,3% оставленных заявок.

 

Распределение спроса на франшизы по категориям бизнеса

Общепит

Интерес к франшизам общепита увеличился (год к году) на 44%. Внутри сферы заметно прибавили франшизы пекарен (увеличение количества заявок на 62,4%). Рестораны и кафе прибавили 48,4%, стритфуд увеличился на 61,7%.

Всё это нашло отражение в итогах рейтинга: в топ-50 попали сразу три бренда пекарен – Franch Bakery Sedelice, «Настоящая Пекарня» и «Хлебник», бренд уличного фастфуда «ЧебуреМи» и большое количество ресторанных франшиз.

Услуги

Франшизы услуг выросли по запросам на 37,2%. Люди интересовались туристическим бизнесом (+121% к 2023 году), финансовым и юридическим бизнесом (+59%). А вот к сфере доставки и грузоперевозок интерес упал (-21,5%), как и к пунктам выдачи заказов (-23,1%), что, впрочем, не помешало гигантам индустрии продолжить покорение городов и обосноваться в десятке лучших франшиз.

Торговля

Зарабатывать на продаже товаров в этот раз хотело на 39% больше людей, чем годом ранее. Интерес аудитории поднялся к франшизам в сфере интернет-торговли (+124% за год). Связано это с тем, что самостоятельно становиться селлером на маркетплейсах с каждым годом становится труднее. Но больше всего прибавили в темпах роста франшизы автомобильных товаров. Количество заявок в категории увеличилось сразу на 189%. А вот магазины гаджетов сбавили темпы (-31,3%), как и магазины одежды и белья (-35,3%).

 

Что ждёт российский франчайзинг в 2025-2026 годах. Тренды и прогнозы

Российский франчайзинг в ближайшие 1-2 года ожидают:

1) Увлечение интереса к проектам крупных брендов и дорогим франшизам. Тренд вызван растущей потребностью предпринимателей в стабильности на фоне неопределённости в экономической и геополитической сфере.

2) Снижение общего темпа роста спроса на франшизы. Этот тренд обусловлен быстрым темпом в предыдушие два года, который, в свою очередь, был реализацией отложенного спроса и итогом спада напряжения на рынке после 2022 года. На то, что темп снизится указывает также и всё более выраженная с каждым годом сезонность во франчайзинге.

3) Активность крупных российских франшиз в сферах, ранее занятых заметными иностранными брендами. Пример – активность компании Rostic’s, после «ухода» KFC. Необходимость в активных действиях и маркетинге будет диктоваться слухами и новостями о возможном возвращении на наш рынок зарубежных компаний.

Фото: Freepik - Freepik

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Кого ищут работодатели и кем хотят работать россияне в 2025 году

 

#, , ,
экономика и бизнес

Численность малых и средних предприятий в России превысила 6,7 млн. Это рекорд!

 

#, , ,