Российский рынок товаров для дома и строительства достиг 4,3 трлн рублей

По оценке компании «Лемана ПРО», по итогам 2024 года объем рынка DIY B2C в России составил 4,3 трлн рублей, увеличившись в среднем на 12% за год. Доля россиян, купивших товары для ремонта и обустройства, выросла с 70% в 2023 году до 75% в 2024 году. При этом наибольшую долю в общем объеме рынка составила категория «Ремонт внутри помещения» — 1,7 трлн рублей (41%), сегмент «Строительство и организация участка» вырос до 1,3 трлн рублей (30%), а «Обустройство и уют» — до 1,2 трлн рублей (29%). Наряду с этим по итогам 2025 года эксперты «Лемана ПРО» ожидают замедления темпов роста рынка товаров для дома и строительства до 6–8% в рублевом выражении.
Несмотря на сдерживающие факторы (отмена массовой льготной ипотеки и повышение ключевой ставки ЦБ), девелоперы не снизили свою активность в строительстве. По данным Росстата, 2024 год повторил рекордный результат 2023 года по вводу новых проектов жилищного строительства (48 млн кв. м). Как следствие, объем строящегося жилья достиг шестилетнего пика, составив 114,4 млн кв. м (+7% к 2023 году).
Главные драйверы роста рынка — увеличение спроса на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), на которое пришлось 58% всего ввода жилья, рост потребительской активности и развитие платформенной экономики. Сдерживающими факторами остаются спад спроса на многоквартирное жилье из-за ужесточения ипотечных условий, дефицит рабочей силы и рост цен на материалы, что вынуждает покупателей растягивать ремонтные проекты. Каждый пятый потребитель (22%), который начал ремонтные работы в 2024 году, отметил, что из запланированных работ успел сделать меньше половины.
Одним из ключевых факторов, влияющих на рынок DIY, остается тенденция к сокращению жилых площадей. За последние годы средняя площадь квартир уменьшилась на 10%, аналогичный тренд наблюдается и в частных домах, где все большую популярность приобретают готовые домокомплекты с типовой планировкой.
«Увеличение числа домохозяйств, состоящих из одного человека, стимулирует интерес к компактному жилью и таким же решениям для интерьера. Это, в свою очередь, формирует спрос на многофункциональные решения, грамотное зонирование пространства и создание бесшовного интерьера. Потребители все чаще отдают предпочтение эргономичной мебели и единым стилевым концепциям, которые помогают эффективно использовать каждый квадратный метр. Несмотря на сдерживающие факторы, мы ожидаем в текущем году дальнейшего роста как в сегменте B2C, так и в сегменте B2B. Ключевыми драйверами станут спрос на небольшие проекты для обновления жилья, дальнейшее развитие сегмента Do-it-for-me, а также дальнейшая интеграция онлайн- и офлайн-каналов», — отметила Екатерина Жмурова, руководитель отдела изучения покупательского поведения и аналитики рынка «Лемана ПРО».
Наиболее высокую динамику демонстрируют онлайн-продажи товаров DIY, при этом офлайн-магазины по-прежнему остаются важным каналом покупки товаров для дома и ремонта. Доля покупателей, приобретающих товары в интернете, выросла с 37% в 2022 году до 45% в 2024-м. Совокупный объем онлайн-продаж на рынке, включая B2B-сегмент, увеличился на 37% год к году и составил почти 20% от всего рынка DIY.
Также эксперты компании прогнозируют увеличение спроса на услуги мастеров. Объем рынка DIY и Household-услуг в 2024 году составил 2,8 трлн рублей, из которых 1,4 трлн — работы по внутренней отделке. Доля клиентов, привлекающих мастеров, выросла на 6 п. п. за год и достигла 47%, а ключевыми направлениями спроса стали монтаж, проектирование и отделочные работы. При этом 29% потребителей заказывают эти услуги через друзей и знакомых. В 2025 году усилится тренд на заказы «товар + услуга», так как 58% покупателей DIY хотят получать оба компонента в одном месте. Отдельно отмечается увеличение числа женщин, вовлеченных в процесс ремонта. По итогам прошлого года доля женской аудитории среди покупателей товаров для ремонта и строительства достигла 54% (51% в 2021 году) — это также способствует увеличению спроса на услуги профессионалов.
Ключевым фактором успешных продаж в 2025 году станет сервис. Исследования компании показывают, что потребители стали более требовательны к срокам доставки и скорости оформления заказов. В сегменте товаров для ремонта востребованы опции получения заказов к точному времени (чтобы спланировать работы), удобный и быстрый самовывоз, возможность оплаты при получении, а также возврат неподошедших товаров с доставкой. Набирают популярность сервисы, помогающие сэкономить бюджет: рассрочка, оплата «долями» и кешбэк. При этом 23% клиентов готовы покупать товары для строительства и ремонта только со скидкой. Сильным преимуществом перед конкурентами станут эксклюзивные товары и СТМ: 41% покупателей товаров DIY рассматривают российские торговые марки как альтернативу зарубежным брендам-лидерам.
Фото: Freepik - Rawpixel.com
мероприятий