Россия и мир: как обеспечить рост экономики и сохранить доверие инвесторов?
Мировая глобальная экономика в условиях ковидных ограничений, долгового бремени и инфляционных рисков столкнулась с новыми вызовами и, как следствие, это породило новые тренды. Каковы ключевые риски на пути экономического роста, как совместить экономический рост с качеством жизни, какие меры позволят России преодолеть трудности и выйти на устойчивый экономический рост, обсудили участники сессии «Россия и мир: макроэкономические приоритеты», которая прошла на полях Гайдаровского форума.
Модератором сессии выступил ректор РАНХиГС Владимир Мау, участниками дискуссии стали председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России) Эльвира Набиуллина, министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников и министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов.
«Есть ощущение, что последние годы экономисты и политики больше обсуждают сами кризисы, а не позитивную повестку, то есть не столько «что делать», сколько меры по борьбе. Между тем социально-экономические вызовы, которые стоят сегодня перед развитыми странами ― а Россия относится к развитым странам ― очень похожи. Хотелось бы обсуждать именно позитивную повестку, отталкиваясь от тех вызовов, с которыми столкнулась как наша страна, так и весь мир», - сказал Владимир Мау, открывая сессию.
«Когда мы говорим о проблемах России, конечно, нужно рассматривать и проблемы мировой экономики в целом», - отметил в ходе дискуссии Антон Силуанов. По его словам, ряд из них вызваны действиями прошлых лет. В частности, страны долго поддерживали экономический рост мягкой денежно-кредитной и бюджетной политикой. «Главный вопрос – как выйти из этого тренда, потому что мы видим, что последствия тех мер – это инфляция, это большие долги», - отметил Силуанов.
Проблему инфляции отметили все участники дискуссии. Владимир Мау предложил подойти к её обсуждению конструктивно, учитывая в том числе и историческую ретроспективу. «На протяжении последних 10-12 лет мир живет в условиях высокой турбулентности. Кризисы сменяют друг друга, периодически накладываются один на другой: экономический, структурный, пандемийный, геополитический. Тренды меняются очень быстро. Если предыдущие 10 лет большая часть стран мира боролась с дефляцией, думая о том, как разогнать экономический рост путем подъема инфляции, то теперь, после долгого перерыва, мир вступил в инфляционный период», — пояснил ректор РАНХиГС.
Эльвира Набиуллина отметила, что ответом на это явилось ужесточение финансового регулирования по всему миру, и в России инфляция была бы выше, если бы Центробанк не проводил более жесткую политику. «Важны правильный диагноз и своевременная калибровка кредитно-денежной политики», - сказала она, комментируя действия ведомства. Чтобы не допустить дальнейшего инфляционного давления, нужен комплекс мер, в том числе меры таргетированной социальной поддержки, которые очень важны в условиях инфляции, пояснила регулятор.
В свою очередь, Максим Решетников отметил, что долгосрочный ответ на инфляцию – это, прежде всего, рост предложения и предсказуемость деловой среды. По словам министра экономического развития, правительство предпринимает широкий спектр действий для демпфирования инфляции, не только монетарного характера. Одно из ключевых направлений - создание стимулов для инвесторов. «Здесь самое главное - сохранить главный мотив предпринимателей, их веру в то, что их усилия возвратятся в виде прибыли, разумной прибыли, честной прибыли на вложенные усилия», - подчеркнул Решетников.
По словам Эльвиры Набиуллиной, главным препятствием на пути к частным инвестициям в развитие производств становится нежелание бизнеса брать на себя акционерный риск в то время, как кредит – это лишь дополнительный инструмент.
Антон Силуанов считает, что для решения этой проблемы государству, в первую очередь необходимо обеспечить стабильность экономической ситуации в стране, предсказуемость правил и гарантии ценового регулирования. «Ответ на акционерные риски должно дать правительство - что мы поставим на карту их снижения? Деньги есть, прибыли большие. Вопрос в том, чтобы эти прибыли пошли в новые рабочие места, новые производства и так далее. И здесь поднимаются вопросы защиты собственности, гарантии макростабильности. Вот это мы должны бизнесу более четко, наверное, сказать», - сказал министр финансов.
Говоря о специфических вызовах для России, которые являются ограничителями экономического роста, эксперты отметили недостаток капитала в экономике, демографическую ситуацию, структурный дисбаланс на рынке труда.
Фото: Сергей Савостьянов/фотохост-агентство ТАСС