Россия в разы нарастила закупку машин и оборудования из Китая
Поставки машин, оборудования и комплектующих из Китая в Россию активно увеличиваются, при этом по некоторым позициям за первые шесть месяцев 2023 года закупки выросли в несколько раз.
По информации внешнеторговой статистики КНР, в первом полугодии этого года закупки по некоторым позициям выросли в несколько раз, а общая стоимость удвоилась — с $15,1 млрд до $31,5 млрд. Между тем, в физическом выражении поставки увеличились на 30%, а по сравнению со вторым полугодием прошлого года стоимость товаров возросла на 30%.
Существенный рост с $715 млн до $4,6 млрд продемонстрировали машины, это и неудивительно, учитывая, что с авторынка РФ ушли многие западные и азиатские бренды. Когда нет сильных конкурентов, китайский автопром в России чувствует себя вольготно, каждый месяц появляются новые автопроизводители из Поднебесной, которые уже начинают конкурировать между собой. Forbes отмечает, что Россия обошла другие государства мира по импорту автомобилей из Китая. После РФ идут Мексика и Бельгия.
Также Китай в 3,6 раза нарастил поставки в Россию спецтехники — с $463 млн до $1,7 млрд. Речь идет о бульдозерах, экскаваторах и буровых машинах. Ввоз автозапчастей вырос на 65%, до $984 млн, а электрического оборудования — на 40%, до $7,6 млрд. Кроме того, в девять раз увеличился экспорт Китая в Россию авиационной и космической продукции — с $8,7 млн до $80 млн в январе — июне 2023 года.
— Пока Китай на глобальном рынке не занимает значимого места в авиастроении, как гражданском, так и военном. Рост импорта товаров в этой группе в основном происходит за счет поставок беспилотников и комплектующих к ним, — считает старший научный сотрудник Лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Галина Баландина.
Между тем, по мнению аналитиков, при таком раскладе есть все шансы попасть в зависимость от Китая и его технологий. Существует опасность, что к моменту «перезапуска» российских производств потребительских товаров и оборудования соответствующие позиции на рынках уже будут заняты продукцией производителей из дружественных стран — Китая, Индии, Белоруссии, Ирана.
Эксперты советуют для купирования рисков создавать совместные предприятия.
— Хоть в краткосрочном плане расширение присутствия Китая помогло справиться с риском критических перебоев в поставках машин и оборудования, в долгосрочной перспективе доминирование импорта из одной страны на ряде рынков может создать риски повышения цен и сжатия выручки национальных производителей, — резюмировал ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Андрей Гнидченко.
Так что Китай нам друг, но и свое производство нужно развивать.
Фото: Omoda
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте