журнал стратегия

#журнал стратегия

Россияне в прошлом году на покупку автомобилей потратили рекордные $40 млрд. А что в 2022-м?

В минувшем году соотечественники приобрели более 1,5 миллиона новых автомобилей, в этом же году о подобных продажах дилеры могут только мечтать.

В 2021 году российский авторынок по своему объему занял 11 место, расположившись между Канадой и Италией. На покупку более чем 1,5 миллиона новых легковых авто россияне потратили рекордную сумму 40 млрд. долларов США (*по курсу на конец 2021 г.). Это на 22% больше, чем было в 2020 году, отмечает autostat. 71% проданных машин пришелся на массовый сегмент, а на премиальный – 29%. По происхождению проданных в 2021 году автомобилей: европейских – 37%, японских – 26%, корейских – 16%, российских – 11%, китайских – 9% и американских – 1%.

Лидером по количеству проданных автомобилей традиционно является Автоваз, который реализовал 338018 авто. Среди иностранных брендов лучшие продажи снова показала Kia. Дилеры южнокорейского автопроизводителя в 2021 году реализовали 205801 автомобиль – это на 2% больше, чем годом ранее. Таким образом, Kia удерживает лидерство среди иностранных компаний в России восьмой год подряд, а рыночная доля марки составила 12,3% против 12,6% годом ранее.

Между тем, в этом году о подобных продажах придется забыть. После начала спецоперации на Украине на Россию были обрушены масштабные санкции, которые негативным образом отразились на российском авторынке. Торговые санкции на запрет экспорта в Россию из США, Канады, стран ЕС, Японии и Южной Кореи электронных компонентов, чипов привели к существенным изменениям в автоиндустрии, включая изменения в структуре и представленности авторынка, сбои логистических цепочек, простои на производстве, постепенное отключение российских производителей от передовых технологий. 

Многие российские и иностранные автозаводы были остановлены. Глава профсоюза Автоваза Сергей Зайцев подтвердил риски прерывания логистических цепочек в связи с событиями на Украине. Из-за дефицита комплектующих под угрозой производство автомобилей Lada Vesta, Lada Largus, Lada X-ray, Lada Granta. Между тем, на производстве в Тольятти работают около 35–40 тысяч сотрудников.

Эксперты Российско-Германской Внешнеторговой палаты не берутся прогнозировать возможность увеличения производственных мощностей на российских заводах Lada, так как из-за санкций, а также нарушения логистических цепочек на производственном рынке наблюдается дефицит комплектующих. Между тем цены на «Лады» с 1 марта этого года поднялись в среднем на 15%. 16 марта Автоваз второй раз за месяц поднял ценники, в среднем на 8%. Статистика АЕБ показывает, что продажи волжского автозавода в нынешнем году снизились на 19% в сравнении с 50129 единицами продукции, проданных за период января — февраля прошлого года, — в 2022 году реализованы 40423 автомобиля.

С самого начала спецоперации многие иностранные компании поспешили остановить свои российские заводы, ссылаясь зачастую на проблемы в логистике. Ряд же люксовых автобрендов Jaguar Land Rover, Rolls-Royce, Lamborghini приостановили поставки машин для российского рынка до дальнейшего уведомления.

BMW также приостановила поставки в РФ новых автомобилей и заморозила производство на заводе «Автотор» в Калининградской области. В Volkswagen остановили производство автомобилей Volkswagen и Skoda на двух предприятиях — в Калуге и Нижнем Новгороде. Также заморожены поставки автомобилей этих брендов к российским дилерам. Mercedes-Benz приостановил экспорт в Россию легковых автомобилей и малотоннажных коммерческих моделей. Audi поставила на паузу отгрузку новых автомобилей российским дилерам. В автосалоны поступают иномарки, которые прошли таможню и находились на складах импортера.

Nissan временно остановил экспорт автомобилей в Россию, а также заморозил работу своего питерского предприятия. C 4 марта Toyota приостановила поставки автомобилей на российский рынок. Это решение объяснили нарушением логистических цепочек. По этой же причине приостановлены линии конвейера в Санкт-Петербурге, где производились популярные модели RAV4 и Camry. Корейские компании Hyundai и Kia официальных объявлений по поводу изменений в деятельности в России не делали.

Пока аналитики не строят долгосрочных прогнозов, как изменится российский авторынок. Очевидно одно, машины будут дорожать, а рынок б/у автомобилей потеснит рынок новых машин. Если говорить про новые легковушки, то свою долю смогут нарастить компания из Китая и Южной Кореи. В январе – феврале этого года в сравнении с аналогичным периодом минувшего года продажи на российском рынке новых автомобилей Volkswagen сократились на 21%, Škoda – на 29%, Audi – на 29%. За тот же период продажи китайских автопроизводителей выросли: Haval на +81%, Chery + 46%, Geely + 130%, Changan + 47%, GAC + 179%. Так что китайцы будут расти дальше, а европейцы и японцы терять прибыль, если, конечно, не отменят бойкот.

Фото: Unsplash; Pexels

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Britanka Design Meetup: как прошла встреча лидеров дизайн индустрии

 

#, , , ,
экономика и бизнес

Совет юриста: как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф

 

#, , ,