журнал стратегия

#журнал стратегия

Стратегия «Фарма-2030»: какие ключевые цели и задачи ставит перед собой эта стратегия и какие преференции предусмотрены для производителей полного цикла?

«Фарма-2030» — масштабная всероссийская стратегическая программа, утвержденная в 2023 году. Она включает множество целей, которые призваны оптимизировать работу фармотрасли. Это касается прозрачности поставок сырья, повышения качества и эффективности производства, актуализации перечня стратегически значимых лекарственных средств и многое другое. Основной блок задач должен быть реализован уже к концу 2026 года.

Задача номер один для «Алцея» в рамках стратегии «Фарма-2030» — это достижение независимости по всем направлениям: производственной, технологической, цифровой и так далее. Эту цель мы поставили перед собой еще раньше, а когда «Алцея» стала самостоятельной российской компанией, актуальность локализации значительно возросла.

Решение этой задачи позволит максимально диверсифицировать риски и добиться максимальной медицинской безопасности для пациентов. Ее достижению способствуют государственные инициативы по локализации, в том числе правило «третий лишний», которое дает преференцию отечественным игрокам перед иностранными.

Уже сейчас достигнут высокий уровень импортозамещения в отрасли: доля отечественной фармпродукции по итогам 2023 года составляла в среднем по рынку 63%, а отечественные игроки не только смогли оперативно заместить импортные препараты, но и ведут собственные разработки. При этом в России очень сильная производственная база, позволяющая увеличить объем выпуска отечественных препаратов при необходимости.

«Алцея» также вносит заметный вклад в достижение этих целей: доля локализации в компании составляет 80%. Мы полностью обеспечиваем потребности российских пациентов в наших препаратах и сейчас планируем развивать направление экспорта. Это еще одна значимая для нас задача в рамках «Стратегии-2030».

Влияние маркетплейсов: как маркетплейсы влияют на рынок фармацевтики, и какие стратегии используют аптеки для конкуренции в этой среде?

Маркетплейсы радикально изменили рынок фармацевтики, и сейчас это одно из самых быстрорастущих направлений, показывающее двузначные цифры роста, причем эта динамика будет продолжаться. Они задают корректировки по многим направлениям. Так, маркетплейсы позволяют потребителям легко сравнивать цены на лекарства и выбирать более выгодные предложения, что усиливает конкуренцию и влияет на ценообразование и объем аптечных наценок.

Во-вторых, маркетплейсы обеспечивают удобство: потребители могут заказать широкий ассортимент препаратов в один клик, не только домой, но и в ближайшую аптеку, если ему так удобнее. В результате «первый выбор» смещается с офлайн-аптек — хотя они все еще остаются актуальными — в сторону маркетплейсов и онлайн-аптек. Особенно это касается товаров повседневного спроса, БАД, безрецептурных препаратов.

В-третьих, маркетплейсы меняют рынок не только e-commerce, но и офлайн-продаж. Традиционные аптеки не всегда могут конкурировать с онлайн-площадками по ассортименту и ценам, что вынуждает их искать новые способы удержания клиентов. Для конкуренции с маркетплейсами аптекам необходимо развивать омниканальные продажи самостоятельно или в партнерстве, чтобы потребители могли заказывать препараты через удобный канал с доставкой в удобную точку – на дом или ближайшую офлайн-аптеку.

В частности, у традиционных аптек есть преимущества с точки зрения логистики, то есть возможность организовать максимально быструю доставку, поскольку они находятся в шаговой доступности от потребителя. Это создает для них одно из важных конкурентных преимуществ, особенно в русле тенденции к повышению скорости доставки в любом ритейле, а не только в аптечном.

В то же время, важно помнить, что для пациентов важным остается живое общение с фармацевтом, персональные консультации и помощь в выборе аналогов — это тоже серьезное преимущество, недоступное на маркетплейсах.

Технологические инновации: какие IT-технологии и цифровые сервисы внедряются в фармацевтическую индустрию для оптимизации бизнес-процессов?

Даже в условиях санкций выпуск российских препаратов не останавливается — пусть и пришлось экстренно искать новых поставщиков сырья для ряда наименований. Однако логистика постепенно стабилизируется, новые российские лекарства все активнее выводятся на рынок. Тем самым решается главная задача отрасли — наладить отечественное производство и удовлетворять запросы российских потребителей, не полагаясь на западных игроков.

Высокого уровня развития достигли и предиктивные технологии, опять же на базе искусственного интеллекта. Они позволяют делать более точные прогнозы относительно продаж, спроса, производства. Повышению этой точности способствует и увеличение объема больших данных, и улучшение инструментария для их анализа. Скажем, если раньше строились стандартные регрессии для прогнозирования следующего периода продаж, то сейчас технологии позволяют учесть большое число поправок и делают прогноз более корректным и аккуратным.

В аптечной логистике все активнее применяются технологии интернета вещей. С помощью умных устройств ведется мониторинг хранения и транспортировки лекарств. Благодаря им становится проще обеспечивать необходимые условия по температуре, влажности и т.п., а также отслеживать путь товара по всей цепочке поставок.

Развиваются онлайн-сервисы для взаимодействия между пациентами, аптеками и врачами. Здесь в первую очередь стоит упомянуть телемедицинские консультации с врачами, в том числе с выпиской цифровых рецептов, которые сразу поступают в аптечные системы. Это повышает доступность рецептурных препаратов, которые в ряде случаев можно получить без очного визита к врачу, что экономит время, но при этом они по-прежнему выписываются строго по назначению, что обеспечивает необходимый уровень контроля за их оборотом.

В число технологических изменений, прочно вошедших в нашу жизнь, также входят QR-коды и другие инструменты, которые оптимизируют коммуникацию с врачами или пациентами. Стоит также упомянуть разработки от крупных игроков российского технологического сектора, которые позволяют мониторить состояние здоровья.

При этом важно подчеркнуть, что технологии все еще проходят период активного развития, они меняются и совершенствуются очень быстрыми темпами, и уже, допустим, через год, картина может стать принципиально иной в силу появления еще более эффективных инструментов.

Глобализация и международные партнерства: как развиваются альянсы с международными фармацевтическими компаниями, и какие выгоды они приносят для отечественных производителей?

Фармацевтические международные компании, которые видят акцентом своей деятельности заботу о пациенте и развивают бизнес с фокусом на этом критерии, находят в России все условия для роста. Здесь по-прежнему один из самых быстрорастущих фармрынков в мире, а из развивающихся — самый крупный и самый быстрорастущий. Они получают высокую приверженность к бренду от российских потребителей, зарабатывают их лояльность и, как следствие, получают прибыль — с показателями двузначного ежегодного роста.

Локальные компании также выигрывают от этого партнерства, поскольку у глобальных игроков есть интересные для них технологии, сочетания молекул, интересные техники продвижения с других рынков, которые можно внедрить в России на взаимовыгодных условиях. В свою очередь, пациенты получают инновационные препараты, в том числе для лечения серьезных заболеваний.

Экологическая устойчивость: какие шаги предпринимаются для уменьшения экологического следа фармацевтической промышленности и внедрения устойчивых технологий?

Экологическая устойчивость достигается несколькими взаимодополняющими путями. Во-первых, повышается энергоэффективность производства за счет увеличения доли возобновляемых источников энергии и повышения углеродной нейтральности. Во-вторых, фармкомпании внедряют все более современные системы фильтрации и очистки воздуха и воды, чтобы предотвратить попадание активных фармацевтических ингредиентов в окружающую среду. Применяется также система сертификатов, которые компенсируют выбросы.

Ведется активная работа по сокращению пластикового следа, в том числе за счет биоразлагаемой упаковки, оптимизации ее размеров и постепенного перехода на бумажные блистеры и многоразовые контейнеры. 

В производстве делается акцент на использование экологически нейтральных катализаторов вместо токсичных химикатов и на переход к водным растворителям вместо агрессивных химических растворителей.

Стоит упомянуть и меры по утилизации и переработке фармотходов. Повсеместно внедряются программы по возврату и безопасной утилизации просроченных препаратов из аптек и больниц с применением термических и химических методов, минимизирующих выбросы вредных веществ.

Экологический след уменьшается и за счет повышения эффективности производства. Не должно быть впустую простаивающего оборудования либо работающего в неполную силу, и одновременно ведется отслеживание относительно норм загрузки, выбросов и так далее. В завершение можно добавить ряд бытовых повседневных мер — от сортировки мусора до адекватного отношения к электроэнергии и потреблению воды в офисах.

Соответственно, в целом забота об окружающей среде, об экологии, как правило, связана с разумным отношением к ресурсам. То есть для компании, которая об этом задумывается и для которой это не просто политика по корпоративно-социальной ответственности, эти моменты становятся нормой и частью ДНК – как это происходит в компании «Алцея». 

Денис Глядяев, генеральный директор компании «Алцея» 

Фото: Freepik - Freepik

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Опрос: 56% россиян составляют финансовые планы на год

 

#, , ,
экономика и бизнес

Четверть опрошенных россиян постоянно работали в новогодние праздники

 

#, ,