Строительство, транспорт, оптовая торговля: «локомотивы» роста российской экономики
На протяжении последнего года российская экономическая динамика в значительной степени определяется событиями экономического противостояния, начавшегося весной 2022 года после введения рядом стран антироссийских санкций. При этом оценка индекса интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности, представляющего собой индекс физического объема производства отраслей реального сектора российской экономики с поправкой на календарный и сезонный факторы, показывает, что по итогам апреля 2022 года наблюдалось значительное снижение, затем до сентября уровень показателя оставался в первом приближении неизменным, после чего начался его подъем. Об этом говорится в ежемесячном докладе «Индексы интенсивности выпуска товаров по базовым видам экономической деятельности», подготовленном Институтом «Центр развития» НИУ ВШЭ (№ 137, январь 2018 — март 2023, руководитель проекта — В. А. Бессонов).
Восстановление в реальном секторе российской экономики в разные периоды времени обеспечивалось разными секторами. С октября по декабрь 2022 года «локомотивами» подъёма были строительство и транспорт (грузоперевозки), а с января по март 2023 года — оптовая торговля и обрабатывающие производства.
Показатель объема работ по виду деятельности «Строительство» с февраля по декабрь 2022 года увеличился с поправкой на сезонность на 10,5%, в результате чего был существенно превышен допандемийный уровень (апрель 2020 года). Одновременно с ростом в строительстве за время санкционного кризиса росли объёмы погрузки на железнодорожном транспорте строительных грузов и цемента (на 13,3%) и объемы договоров строительного подряда в постоянных ценах с поправкой на сезонный фактор (на 7%).
В обороте оптовой торговли с поправкой на сезонный фактор глубокий спад произошел в апреле 2022 года, после чего темпы сокращения существенно уменьшились, а с ноября 2022 года по март 2023 года наблюдается тенденция интенсивного восстановления.
Объем платных услуг населения в постоянных ценах с поправкой на сезонный фактор с мая 2022 года демонстрирует уверенный рост. Похожая картина наблюдается и в общественном питании.
Задолженность по кредитам на потребительские цели в постоянных ценах с поправкой на сезонность после снижения весной 2022 года стабилизировалась примерно на одном уровне. Объем банковских вкладов физических лиц в постоянных ценах с поправкой на сезонный фактор с начала последней зимы начал восстанавливаться.
В первом квартале 2023 года по отношению к первому кварталу 2022 года прирост денежных доходов населения в номинальном выражении составил 8,7%. Драйвером роста реальных денежных доходов населения выступили доходы от предпринимательской деятельности (на 9,5%). Данный показатель демонстрирует с поправкой на сезонный фактор подъем в течение трех последних кварталов.
В первом квартале 2023 года по отношению к первому кварталу 2022 года выросла и оплата труда наемных работников в постоянных ценах (на 2,5%).
Изменение индекса интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в марте 2023 года относительно предыдущего месяца
Cводный индекс интенсивности выпуска товаров и услуг в марте 2023 года увеличился относительно предыдущего месяца на 0,7%. Рост интенсивности происходил главным образом за счет увеличения интенсивности выпуска в оптовой торговле, обрабатывающих производствах, розничной торговле. Снижение интенсивности происходило в основном за счет перевозки грузов транспортом.
В марте 2023 года относительно предыдущего месяца интенсивность оборота розничной торговли увеличилась на 2,1%. При этом интенсивность продаж пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий увеличилась на 1,4%, а интенсивность продаж непродовольственных товаров — на 2,7%. Интенсивность оборота общественного питания увеличилась на 1,8%, а интенсивность предоставления платных услуг населению снизилась на 0,7%. В этой связи потребительские расходы населения увеличились на 1,4%.
Индекс интенсивности погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в марте 2023 года по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 0,3% преимущественно за счет погрузки зерна и продуктов перемола.
Изменение индекса интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в марте 2023 года по сравнению с декабрем 2022 года
В марте 2023 года по сравнению с декабрем 2022 года сводный индекс увеличился на 1,8%. При этом рост индекса интенсивности имел место в оптовой торговле, обрабатывающих производствах, розничной торговле, сельском хозяйстве, перевозках грузовым транспортом.
Интенсивность оборота розничной торговли увеличилась на 4,3% при увеличении интенсивности продаж пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на 2% и интенсивности продаж непродовольственных товаров — на 6,5%. Оборот общественного питания увеличился на 3,8% и объем предоставления платных услуг населению — на 1,3%. Потребительские расходы населения в целом увеличились на 3,6%.
За период с декабря 2022 года по февраль 2023 года в сопоставимых ценах объем банковских вкладов физических лиц с поправкой на сезонность увеличился на 2,2%, их задолженность по кредитам на потребительские цели — на 0,2%, а задолженность по кредитам на покупку жилья выросла — на 1,8%.
Интенсивность лесозаготовок увеличилась на 0,6%, а интенсивность рыболовства увеличилась на 31,2%.
Интенсивность перевозок грузов транспортом увеличилась на 0,3%.
Приложения:
Таблица 3 — Индекс интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности (март в % к декабрю предыдущего года за 2019–2023 гг.) |
|
* Февраль 2023 года в % к декабрю 2022 года
Подробнее об исследовании: В ежемесячном оперативном докладе рассматривается динамика интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности (т.е. динамика среднесуточного производства, очищенного от влияния календарного и сезонного факторов) относительно: предыдущего месяца, декабря предыдущего года; января 2018 года. Данные за 1–2 последних отчетных месяца являются предварительными. |
Фото Артема Реутова
мероприятий
Половина компаний переманивает людей у конкурентов за счет корпоративной культуры, а не деньгами