Тренды и итоги года рынка здорового питания
По последним данным, Россия стала лидером с точки зрения динамики онлайн-продаж FMCG по итогам последних 12 месяцев (66,2%), в то время как другие рынки с развитой индустрией интернет-торговли продолжают терять темп.
На начало 2022 года сегмент здорового питания показывал динамичный рост. Весной темпы развития немного снизились, так как основной задачей производителей стали оптимизация ассортиментной матрицы и поиск альтернативных поставщиков/ингредиентов для максимального сохранения составов своих продуктов, качества, упаковки и пр.
Например, в 2022 году по большей части продукции мы планировали переход на полностью перерабатываемую упаковку. Но в связи с тем, что большинство типографий весной столкнулись с такими проблемами как отсутствие/задержка в поставках импортных составляющих (краска, клей и т.д.), реализация нашего плана замедлилась.
Большая часть функциональных ингредиентов (пребиотики, протеин, различные суперфуды), используемых в российском пищевом производстве, импортная. В начале 2022 года доступность таких ингредиентов была значительно шире, чем в середине года. Что касается новинок, то компании продолжали их выпускать, но запуск многих затягивался по причине задержек поставок оборудования, отсутствия части ингредиентов или же корректировок в составах и рецептурах.
Покупательские привычки в ЗОЖ сегменте значительных изменений не претерпели. Интерес к продукции для здорового питания продолжает расти. После ковида многие ощущают сильное ослабление иммунитета и даже в кризисных ситуациях не готовы отодвинуть свое здоровье на второй план. В этом году отмечается повышенный спрос на продукты низкого ценового сегмента, и, мы предполагаем, что эта тенденция на ближайшее время сохранится. Исследования подтверждают, что сейчас именно доступность, натуральность и питательность продукции наиболее ценится покупателями.
Также среди событий рынка ЗОЖ продукции за прошедший год:
- Рост объемов СТМ продукции в категории ЗОЖ. Несмотря на всю ситуацию 2022 года, категория показывает очень хорошую динамику роста, и мы наблюдаем активное расширение СТМ линейки здоровых товаров на полках крупных сетей и маркетплейсов.
- Рост спроса на сахарозаменители и увеличение объемов производства продукции без добавления белого рафинированного сахара.
- Снижение спроса на растительное мясо. Так, NielsenIQ отмечает падение спроса на охлажденное мясо из растительных аналогов на 70% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
- Домашнее потребление и, как следствие, рост спроса на продукты для самостоятельного приготовления, которые помогут сэкономить время – смеси для приготовления завтраков и обедов, сухие смеси для печенья, блинчиков, маффинов и пр., но с правильным, чистым составом (без искусственных ароматизаторов, усилителей вкуса, белого рафинированного сахара и прочих добавок).
В 2023 году мы будем наблюдать такие тренды как:
- Быстрое качество (готовая еда).
- Прозрачность бренда – доступ потребителей к информации обо всех взлетах и падениях.
- Важность коммуникации с покупателем всеми доступными способами.
- Рост интереса к натуральной фермерской продукции.
- Повышенное внимание к сертификатам на продукцию.
Александра Гудимова, основатель бренда продукции для здорового питания Bionova
Фото: из архива автора статьи