журнал стратегия

#журнал стратегия

Уход за собой и питание вне дома: какие личные траты позволяют себе россияне

Наиболее распространенными тратами россиян лично на себя являются расходы на покупку парфюмерии и косметики (есть у 75% респондентов) и услуги по уходу за собой (71%). Об этом свидетельствуют данные «Барометра экономического поведения домохозяйств в России» НИУ ВШЭ (выпуск 2 от декабря 2023 года, посвященный подведению итогов года).

На персональное образование россияне тратят гораздо реже – только 5% респондентов оплачивают свое основное или дополнительное образование, при этом это самая весомая статья расходов у тех, кто платит за образование, – в среднем на нее уходит 13 тыс. руб. в месяц, в то время как все остальные категории личных трат существенно меньше.

Возраст сильно влияет на размер личных трат. Единственное исключение – расходы на медицинские услуги: доля имеющих личные расходы на медицину не сильно варьирует по возрастным группам, а средние расходы ожидаемо максимальны среди лиц старше 65 лет и составляют в среднем 5 849 руб.

Расходы на питание вне дома гораздо больше у мужчин. Они тратятся на него чаще, чем женщины (53% против 48%) и больше (3 700 против 2 800 руб. в среднем).

А женщины чаще расходуют средства на покупку одежды и обуви (65% против 54%), медицину (28% против 19%), парфюмерию и косметику (81% против 68%).

В тратах по уходу за собой разрыв между полами не такой большой в доле имеющих расходы (73% у женщин и 70% у мужчин), но суммы заметно различаются: если представительницы прекрасного пола в среднем тратят 2023 руб., то расходы мужчин почти в два раза меньше – 935 руб.

В целом оценивая ситуацию за последний три месяца, предшествующих опросу (он был проведен летом 2023 года – ред.), эксперты НИУ ВШЭ отмечают, что большинство респондентов продолжали осуществлять покупки в прежнем количестве. Преобладающая часть россиян (более 80%) оплачивают в прежнем объеме мобильную связь и Интернет, покупают продукты и товары для ухода за домом.

Наличие и величина личных расходов на различные категории товаров по возрастным группам, % (Источник: ЭПДХ-1. Расчеты авторов)
Доля респондентов (их семей), покупавших в прежнем количестве за последние 3 месяца перечисленные товары и услуги в 2023 г., %

Подробнее об исследовании:

Материал подготовлен в рамках Большого проекта НИУ ВШЭ «Экономическое поведение домашних хозяйств» (ТЗ-157, 2023 г.). Редактор выпуска - заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.

Представленный в выпуске материал основывается на данных оперативной статистики Росстата по доходам, расходам и потреблению домашних хозяйств, статистике и публичных материалах исследования потребительских настроений (ИнФОМ) Банка России, а также на микроданных первой волны специального обследования населения России по вопросам экономического поведения домашних хозяйств, проведенного НИУ ВШЭ (ЭПДХ -1 ВШЭ). Обследование было проведено в июне-июле 2023 г. по репрезентативной в масштабах страны выборке в 6000 чел. в возрасте 18 лет и старше из 55 регионов Российской Федерации.

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Аналитики: зарплаты россиян вдвое меньше дохода, нужного для ипотеки

 

#, , ,
экономика и бизнес

Сервис «Подбор маркетплейсов» на «Моем экспорте» расширяет горизонты для российских экспортеров

 

#, ,