В 2025 году предприниматели открыли 874 тысячи новых бизнесов

В нынешнем году количество новых предпринимателей в России достигло 874 тысяч, из которых 84% выбрали статус индивидуального предпринимателя (ИП). Наибольший приток новичков фиксировался в сфере услуг для бизнеса, подбора персонала и управления фондами.
В текущем году в России появилось 874 тысячи новых предпринимателей. А закрылось 845 тысяч бизнесов, 72% из них — ИП. По итогам нынешнего года общее число действующих компаний достигло 8 млн, сообщает пресс-служба Точка Банка.
Наибольший приток новичков зафиксирован в сфере услуг для бизнеса, подбора персонала и управления фондами. Эксперты связывают интерес к B2B-сегменту с ростом спроса на аутсорсинг. Компании всё чаще передают внешним подрядчикам непрофильные задачи — от кадровых и юридических услуг до информационного сопровождения.
Из числа новых коммерсантов 69 тысяч прекратили работу уже в течение года. В подавляющем большинстве случаев решение о закрытии принималось по инициативе самих владельцев бизнеса — так произошло у 99% ИП и 71% юрлиц. Часть бизнесменов после прекращения деятельности вернулась на рынок. Около 3 тысяч человек зарегистрировали бизнес повторно, большинство предпринимателей вернулись к прежнему виду деятельности. Те, кто менял сферу, чаще всего переходили в интернет-торговлю, розницу и персональные услуги.
По итогам текущего года общее число организаций увеличилось на 236 тыс. и достигло 8 млн. Количество регистраций на 28% превысило число ликвидаций. Количество индивидуальных предпринимателей выросло на 304 тысячи, а юрлиц стало меньше на 68 тысяч.
В реестре малого и среднего предпринимательства (МСП) числятся около 6 млн компаний — на 2% больше, чем годом ранее. Основу сегмента по-прежнему составляют микропредприятия, однако быстрее всего растёт число средних компаний.
Аналитики Точка банка отмечают, что медианный оборот сильнее всего вырос в медицине и стоматологии: +25% за год, причём как у крупных клиник, так и у частных кабинетов. Медицинские услуги остаются одним из самых устойчивых сегментов: предпринимателей стало на 3% больше за год и на 15% за пять лет.
На второй позиции идут турагентства, здесь медианный оборот увеличился на 23% за год. После спада прошлых лет спрос продолжает восстанавливаться и обороты в сегменте снова пошли вверх. За год число предпринимателей выросло на 3%, во многом благодаря внутреннему туризму. С начала года крупнейший прирост предприятий в Республике Алтай (+33%), Кабардино-Балкарии (+19%) и Тыве (+19%), по данным ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
В сфере научных исследований и технических разработок и интернет-торговли сильнее всего вырос среднемесячный оборот, который отражает состояние отрасли в целом: +67% и +42% соответственно. Оба сегмента являются ограниченно-доступными: в научных разработках рост поддерживается льготным финансированием с жёсткими условиями, а в интернет-торговле — усилением позиций крупных игроков.
Между тем, согласно статистике СберАналитики, число индивидуальных предпринимателей в России за год увеличилось на 3%. При этом самым быстрорастущим направлением стали информационные технологии. В IT число ИП в этом году выросло на 12% — это максимальный показатель среди всех отраслей. В пятёрку отраслей с самой высокой динамикой также попали научная и техническая деятельность (+10%), культура, спорт и развлечения (+9%), строительство (+9%) и операции с недвижимостью (+8%).
Самой распространённой сферой среди индивидуальных предпринимателей по-прежнему является торговля. В этой отрасли трудятся 40% всех ИП. Статистика показывает, что число розничных предпринимателей в восемь раз превышает количество оптовиков.
Стоит добавить, что в нынешнем году число заявок на франшизы в России снизилось на 21,2% год к году, пишет Businessmens.ru. До этого несколько лет рынок показывал устойчивый рост: количество заявок увеличивалось в среднем на 30% в год.
Сильнее всего замедление рынка франшиз зафиксировано на самых массовых и ранее быстрорастущих категориях. В частности, в сфере питания спрос упал на 26,1%; в торговле — на 21,5% год к году. Между тем наиболее заметное падение отмечено в сегментах фастфуда и стритфуда (−36,9%), кофеен (−25,3%), торговли на маркетплейсах (−44,6%) и магазинов одежды (−53,6%). Эти направления активно росли в 2023–2024 годах, но в этом году показали отрицательную динамику.
Фото: YandexART
мероприятий