В «Пятерочке» спад спроса на продукты объяснили отъездом россиян
Отъезд граждан за границу после начала частичной мобилизации спровоцировал снижение спроса на продовольственные товары. С апреля по ноябрь 2022 года сегмент сократился на 2,7%.
Рынок продовольствия в России уменьшился из-за падения спроса на продукты, вызванного оттоком россиян, говорится в операционных результатах за 2022 год X5 Group, которая владеет «Пятерочкой», «Перекрестком» и «Чижиком».
При этом уже в октябре спрос стал расти. В итоге в четвертом квартале общие продажи группы выросли на 16,3% — до 703,99 млрд рублей. Больше всего продажи за три месяца выросли в сети магазинов низких цен «Чижик» (запущена в октябре 2022 года) — в 8 раз, до 15,2 млрд рублей. Офлайн-сети «Пятерочка» в четвертом квартале выросли на 13,5%, до 551,9 млрд рублей, в «Перекрестке» финансовые показатели стали выше на 4,4%, до 97,97 млрд рублей.
После объявления в России частичной мобилизации 21 сентября 2022 года россияне массово стали покидать страну. По оценкам Федеральной таможенной службы РФ, с июля по сентябрь минувшего года число выездов россиян за границу достигло 9,7 млн, показатель увеличился почти вдвое: за апрель-июнь он был на уровне 5 млн. По сравнению с июлем—сентябрем 2021 года число выезжавших за рубеж граждан увеличилось на 1,2 млн. Соотечественники отправились в Казахстан, Армению, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Турцию, Таиланд, Португалию, Объединенные Арабские Эмираты.
Ранее сеть премиальных супермаркетов «Азбука вкуса» отметила «массовый отъезд целевой аудитории» среди трудностей, с которыми столкнулась во втором квартале 2022 года. В конце сентября компания в своих материалах для инвесторов заявила, что данный фактор вместе со снижением до исторического минимума иностранного туристического потока сказался на покупательской активности и трафике ее магазинов.
Также в отчете X5 Group сказано, что компания продолжит делать ставку на «Чижик», подобных магазинов в этом году станет значительно больше. В прошлом году чистая выручка дискаунтера выросла в 12 раз по сравнению с предыдущим годом и составила около 36 млрд рублей, а количество магазинов увеличилось в семь раз, до 517 на конец декабря. Подобный формат супермаркетов пользуется популярностью у клиентов, которые ищут наиболее выгодные цены «в условиях роста продовольственной инфляции».
Востребованность «жестких» дискаунтеров повлияла на решение ускорить открытие подобных магазинов. Также X5 Group допускает выход в новые регионы через партнерство с местными торговыми сетями. В частности, изучается экспансия в дальневосточный регион. В первом квартале специалисты компании проведут оценку потребностей инфраструктуры и сформируют курс дальнейших действий.
Фото: X5 Group