журнал стратегия

#журнал стратегия

В России выросли объемы автоперевозок из-за рубежа

Спрос на автоперевозки по России во II квартале этого года увеличился на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Участники рынка фиксируют позитивную динамику в импортных перевозках, в то время как экспортные перевозки сокращаются.

Апрель — июнь 2025-го (II квартал) продемонстрировал новые тенденции: в отличие от января — марта (I квартала), когда было снижение количества заявок на внутренние грузоперевозки и ощутимое падение цен (на 14% по сравнению с концом 2024 года), тарифы наконец-то начали расти, как и спрос, сообщает биржа грузоперевозок ATI.SU. Количество заявок на перевозки выросло на 32% в годовом выражении и на 41% по сравнению с I кварталом, что дало возможность получить общий прирост за полгода 16% год к году, пишет Forbes.ru.

Больше всего в первом полугодии, по данным ATI.SU, вырос спрос на доставку грузов из Карачаево-Черкесии (+89% по числу заявок по сравнению с тем же периодом 2024 года) и Коми (+78%), а хуже всего дела были в Карелии и Курской области (–15%). Активнее всего в это время везли грузы в Калмыкию (+53%) и Адыгею (+46%), а самое заметное падение произошло у Калининградской области (–22%). Количество заявок на перевозки в Москву в первом полугодии увеличилось на 16%, а в Подмосковье — на 25%, из Москвы стали везти на 11% активнее, из Московской области — на 20%.

Серьезные перемены произошли в международных перевозках. Если по итогам I квартала лучшую динамику демонстрировали экспортные перевозки (+72% по количеству заявок против +35% в импорте в годовом выражении), то во II квартале спрос на доставку из других государств увеличился на 20%, а экспортные поставки сильно просели — на 32% по сравнению с I кварталом (+42% и +17% за первое полугодие). Спрос на перевозки в Казахстан сократился на 46% по числу заявок по сравнению с I кварталом и на 20% в годовом выражении. По Белоруссии расклад такой: +55% по сравнению со II кварталом минувшего года, но -20% по сравнению с I кварталом этого года. В импортных перевозках на подъеме китайское направление: +185% по количеству заявок в годовом выражении за II квартал и +178% за полугодие, Казахстан (+65% за II квартал и +59% за полугодие). Белоруссия показала +26% за II квартал и +21% за первое полугодие.

«Тенденция увеличения спроса на импортные автомобильные грузоперевозки видна», — заявил замруководителя отдела логистики АО «Юнитрейд» Кирилл Лахин. Причин тому несколько. В первую очередь это высокая загруженность восточных направлений железнодорожной инфраструктуры, особенно в районах Забайкальска и на пограничных переходах с Монголией и Казахстаном, значительно снижает эффективность этого вида перевозок. «В условиях, когда дорога одна, малейшие сбои приводят к простою поездов на границе, тогда как автомобильные грузы проходят гораздо оперативнее», — подчеркнул эксперт.

Кроме того, по железной дороге идет существенное количество грузов из КНР по государственным заказам, что создает перегруз и ограничивает возможности коммерческих железнодорожных перевозок, из-за этого импортеры предпочитают автодоставку. Также сказывается рост числа логистических ограничений, так называемых конвенций, связанный с изменениями в геополитической и экономической обстановке. Они вынуждают предприятия пересматривать маршруты, искать альтернативных поставщиков и транспортные решения, среди которых автоперевозки являются более выигрышным вариантом за счет мобильности. А еще фиксируется рост доли поставок на маркетплейсы, которые требуют большей гибкости, более оперативных сроков доставки и возможности быстрой переориентации, что делает автотранспорт предпочтительным вариантом.

Стоит добавить, что средние цены на перевозки по России к началу июля увеличились на 5,7% за три месяца, хотя год к году все еще видно снижение на 3%, однако с учетом инфляции реальные цены снизились на 10-15% по сравнению с теми, что были год назад. Основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Святослав Вильде заявил, что весной перевозчики работали на грани и даже за гранью рентабельности. «Ситуация осложняется недоступностью кредитов в условиях высокой ключевой ставки: например, лизинг грузовиков больно бьет по карману многих перевозчиков. Постепенно нарастает и проблема срыва сроков платежей», — посетовал эксперт.

По информации логистической платформы «Монополия», средневзвешенный тариф на автомобильные грузоперевозки по РФ в июне увеличился до 68,1 рубля за километр, что на 60 копеек меньше, чем в январе, и на 1,7 рубля больше, чем в мае. Средняя цена перевозки во II квартале повысилась до 66,4 рубля за километр (на 1,4% выше, чем кварталом ранее). При этом тарифы меняются неравномерно: в апреле — июне текущего года средневзвешенная стоимость перевозок по маршруту Москва и Московская область — Санкт-Петербург и Ленинградская область составила 69,3 рубля за километр (на 3,6% ниже, чем годом ранее). В направлении Нижегородская область — Москва и область тариф составил 60,4 рубля за километр (сокращение на 5,5% к тому же периоду прошлого года). Эксперты отмечают, что тенденция затронула не все виды транспорта, так как реально положительную динамику показали тенты, перевозки которыми подорожали на 3% квартал к кварталу, а рефрижераторы и «термосы» по итогам апреля — июня не вернулись к уровню I квартала.

Фото: Freepik - pvproductions 

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Какие регионы России стали самыми перспективными для трудоустройства этим летом?

 

#, , ,
экономика и бизнес

Госдума освободила от НДС рестораны и кафе с выручкой до 3 млрд рублей

 

#, , , ,