Выросло производство компьютеров и одежды: российская промышленность адаптировалась к санкциям
После заметного спада весной российское промышленное производство остается стабильным. Несмотря на наличие некоторого числа видов промышленной продукции, по которым наблюдается снижение производства (напитки, резиновые изделия, неметаллическая минеральная продукция и др.), к концу 2022 года производство с поправкой на сезонность стабилизировалось (или даже частично или полностью восстановилось) практически во всем позициям, которые пострадали в результате введения санкций.
При этом по ряду позиций в конце 2022 года наблюдался подъем. Это, в частности, добыча угля, производство табачных изделий, готовых металлических изделий. Все это говорит о том, что российская промышленность в целом адаптировалась к санкциям, введенным к настоящему времени. Об этом говорится в ежемесячном докладе «Индексы интенсивности промышленного производства» (№164, январь 2022 – декабрь 2023). Документ был подготовлен Институтом «Центр развития» (руководитель проекта – А. В. Бессонов).
Относительно января 2013 года индекс интенсивности промышленного производства в декабре 2022 года увеличился на 17%. Интенсивность добычи полезных ископаемых возросла на 14,4%; обрабатывающих производств — на 22,3%, обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха — на 5%: водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений — на 4,7%.
С января 2013 года по декабрь 2022 года в наибольшей степени возросла интенсивность производства автотранспортных средств, прицепов, полуприцепов (на 62%); производства резиновых изделий — на 28,1%; ремонта и монтажа машин и оборудования — на 28,1%.
Тенденции структурных сдвигов в промышленности
Значение индикатора интенсивности структурных сдвигов с января 2013 года по январь 2020 года пребывало в относительно спокойной фазе с незначительными "всплесками" вверх, приуроченными в большинстве случаев к рубежам перехода от года к году.
Но с февраля по октябрь 2020 года наблюдался период скачкообразного роста и последующего резкого снижения интенсивности структурных сдвигов. Это было вызвано в том числе воздействием на них мер по борьбе с пандемией коронавируса.
С ноября 2020 года по январь 2022 года наблюдается колебательная динамика этого показателя с тенденцией к снижению, но с существенно меньшей амплитудой, чем в предыдущем цикле подъема — падения, с февраля значение этого показателя растет, но в мае значение его снизилось, а в июне возросло, в июле — сентябре снизилось, но в октябре — возросло.
Для индикатора «качества» структуры промышленного производства была характерна динамика волнообразного роста с октября 2016 года вплоть до апреля 2020 года. Затем последовали периоды резкого скачка вверх (май — июнь 2020 года) и последующей колебательной динамики с переходом в снижение после января 2021 года и в умеренный рост с июля 2021 года по январь 2022 года, с февраля по май 2022 года наблюдается колебательная динамика, с июня значение этого индикатора снижается, а с сентября несколько возрастает, но в декабре немного снижается.
Свыше 50% валового прироста интенсивности пришлось на:
– производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (в первую очередь вследствие увеличения интенсивности выпуска эксплуатационного оборудования для ядерных реакторов);
– производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (в основном вследствие увеличения интенсивности производства легковых автомобилей);
– производство кокса и нефтепродуктов (главным образом из-за увеличения интенсивности производства дизельного топлива);
– производство компьютеров, электронных и оптических изделий (основной причиной является рост интенсивности производства компьютеров).
Фото: Pexels