«Зеленая» логистика: новый тренд на уровне топ-менеджеров
5 октября в Москве представители ведущих промышленных и транспортных предприятий провели круглый стол «Устойчивая логистика: глобальные тренды и развитие российского рынка», в ходе которого обсудили формирование низкоуглеродной логистики и снижение углеродного следа, который формируется в цепочке поставок.
На пути к углеродной нейтральности
Мероприятие началось с подписания представителями компаний РУСАЛ и «ТрансКонтейнер» соглашения о намерениях о стратегическом сотрудничестве в целях низкоуглеродного развития в сфере логистики. «ТрансКонтейнер» входит в Группу компаний «Дело» и является интермодальным контейнерным оператором с крупнейшим в РФ парком контейнеров и фитинговых платформ. Компании договорились с целью снижения выбросов парниковых газов внедрять новые низкоуглеродные технологии при перевозке сырья и алюминиевой продукции.
В частности, стороны поставили перед собой амбициозную цель — к 2050 году достичь нулевого баланса углеродных выбросов на всех этапах жизненного цикла своей продукции. В среднесрочной же перспективе, а именно к 2030 году, озвучена задача не менее, чем на 35% снизить уровень углеродных выбросов на этапе логистики. Также РУСАЛ продолжит популяризировать в стране низкоуглеродные транспортные технологии, в том числе с применением «зеленого» алюминия, активно участвовать в обсуждении, включая законодательный уровень, вопросов развития инновационных подходов в низкоуглеродной логистике.
— РУСАЛ в полной мере признает глобальное значение проблемы изменения климата, — сказал гендиректор этой компании Евгений Никитин. — С 2007 года мы последовательно снижаем углеродный след нашей продукции. Так, уровень прямых удельных и косвенных энергетических выбросов парниковых газов при производстве нашего алюминия бренда ALLOW в 5 раз ниже, чем в среднем по отрасли. При этом в процессе производства первичного алюминия именно на транспортировку приходится порядка 3% всех выбросов парниковых газов, или около 500 кг эквивалента CO2 на тонну алюминия. Соглашение — серьезный шаг по направлению к достижению нулевого баланса выбросов парниковых газов к 2050 году и важное событие для российской алюминиевой промышленности.
Между тем «ТрансКонтейнер» намерен в течение следующего года создать методику оценки объема выбросов парниковых газов в рамках осуществляемых перевозок в соответствии с международными требованиями и верифицировать ее у независимого аудитора, а также не позднее 2023 года разработать план уменьшения выбросов парниковых газов на перспективу до 2030 года.
— Группа «Дело» и наши субхолдинги всегда крайне внимательно относятся как к глобальным вызовам, которые стоят перед логистической отраслью, так и к конкретным интересам и целям наших клиентов, — отметил гендиректор УК «Дело» Игорь Яковенко. — В случае с этим проектом мы следуем сразу в двух направлениях: не только снижаем углеродный след логистической отрасли, но помогаем каждому из наших клиентов снизить общий объем углеродных выбросов, генерируемых в рамках процессов доставки сырья, производственного оборудования или конечного продукта.
Запрос на чистую энергию
Далее было заключено еще одно важное соглашение между ведущим производителем низкоуглеродного алюминия и электроэнергии En+ Group и «ТрансКонтейнер» о поставке международных сертификатов возобновляемой энергии I-REC (International Renewable Energy Certificate). Сертификаты I-REC подтверждают тот факт, что закупаемая у продавца сертификатов электроэнергия произведена с использованием возобновляемых ресурсов. Приобретенные «ТрансКонтейнером» сертификаты полностью покроют объем потребления компанией электроэнергии для собственных нужд и обеспечат сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу в объеме 7262 тонн эквивалента CO2.
— Соглашение о поставках сертификатов I-REC c компанией «ТрансКонтейнер» — это не только новый этап нашего сотрудничества, но и значительный шаг на пути к достижению глобальных целей устойчивого развития в рамках синергии декарбонизационных программ, входящих в группу компаний, и их партнеров. Нам крайне важно, что усилия бизнеса по снижению углеродного следа теперь могут быть подтверждены на всех этапах цепочки поставок — от производства энергии, выпуска металла до его транспортировки потребителю, — отметил гендиректор En+ Group Владимир Кирюхин.
En+ Group участвует в выпуске сертификатов I-REC с декабря 2020 года и в настоящее время оказывает услуги в этой области «под ключ». Сертификаты соответствуют объемам электрической энергии, произведенной входящими в группу электростанциями — «ЕвроСибЭнерго» и «Абаканской СЭС».
— Приобретение «ТрансКонтейнером» сертификатов I-REC — это первая подобная сделка на российском рынке логистических услуг. Контейнеры и железнодорожный транспорт — один из наиболее экологичных способов транспортировки грузов, однако мы считаем, что для минимизации влияния на окружающую среду необходима целенаправленная работа в этом направлении, которую мы начинаем сотрудничеством с группой En+, имеющей большой опыт в области сокращения выбросов парниковых газов, — подчеркнул президент «ТрансКонтейнера» Александр Исурин.
Задержки грузов по всему миру
После подписания официальных бумаг спикеры перешли к обсуждению ситуации в отрасли. Модератор круглого стола, профессор бизнес-практики, директор Института исследований развивающихся рынков МШУ «Сколково» Алексей Калинин отметил, что коронакризис оказал огромное влияние на всю мировую логистику. Очень многие цепочки поставок нарушены, привычные маршруты перестали работать, сейчас наблюдаются большие задержки грузов.
Также сохраняется исторически накопленный дисбаланс: в восточной части мира промышленность работает на одном уровне, а в западной части, а именно в США и Европе, на другом уровне, в четыре раза меньшем по ряду показателей. И это накапливает дисбаланс, в результате в портах скапливаются грузы, которые уже банально не успевают распределить.
– Мы видим дефицит контейнеров и это по большому счету уже не связано с ковидом, это связано с системными дисбалансами, которые накопились к этому моменту, — отметил эксперт. — Их усугубляет то, что в последнее время была распространена гонка масштабов кораблей, контейнеровозов, мы стремились снижать удельные издержки, поэтому строили огромные корабли, в итоге достигли того, что они стали застревать в Суэцком канале, и это не единственная подобная авария, но самая показательная, которая говорит о том, что мы, возможно, достигли какого-то предела экономики масштаба, это большой вызов, с которым индустрия сталкивается сейчас. В моменте мы видим очень простую ситуацию: повышаются вахтовые ставки, растет паническое, парадоксальное потребление, когда люди стремятся делать запасы, которые раньше делать не хотели. Логистика смещается от just in time (доставить вовремя) в сторону just in case (доставить на случай чего), что ведет только к удорожанию цепочек поставок, но не решает проблему как таковую.
По его словам, сейчас компании ищут новые транспортные маршруты по всему миру. В частности, Китай активно реализует стратегию по созданию новых маршрутов в рамках программы «Один пояс — один путь». В свою очередь, Россия является очень интересным транзитным маршрутом, прежде всего, потому что это единая таможенная зона с одной границей с Европой. Это позволило перетащить на себя какую-то часть глобального потока, подчеркнул Калинин.
Чтобы избежать потенциальных рисков, многие крупные компании переносят производство на домашние рынки или на рынки потребления, таким образом они уходят от зависимости от глобальной логистики.
На передовой «зеленой» повестки
Гендиректор американской корпорации 3M в России и СНГ Матс Фриберг рассказал, что 3M занялась вопросами устойчивого развития еще в 70-е годы прошлого века, на своих заводах компания внедряет технологии для декарбонизации индустрии. Также специалисты корпорации занимаются развитием глобальных климатических решений и снижением влияния на окружающую среду.
В течение ближайших 20 лет 3M намерена инвестировать $1 млрд для ускорения достижения целей по защите окружающей среды. К 2050 году корпорация собирается достичь углеродной нейтральности, а к 2030 году поставлена задача сократить углеродный след на 50%. Матс Фриберг добавил, что Россия может стать одним из ключевых мировых игроков в решении климатических проблем.
— В последние годы мы в нашей компании чувствуем, что есть определенный интерес со стороны властей, со стороны правительства, сильный интерес со стороны граждан, населения. Когда мы набираем на работу молодых людей, они часто говорят об этом. Говорят, что такое корпоративная ответственность, в чем она заключается, для них эти параметры очень важны, — добавил топ-менеджер.
Матс Фриберг отметил, что меняется культура энергопотребления, идет постепенный уход от угля и нефти и поиск новых энергетических ресурсов, например, водорода, который может производиться в России и экспортироваться в Западную Европу. У Германии есть большие аппетиты на это, есть желание уйти от ископаемых видов топлива. Конечно, у РФ есть хорошие возможности в этой нише, есть много других компонентов и ресурсов, будущее выглядит потрясающе, нужно просто немного поработать, и все будет хорошо, уверен спикер.
Директор по коммуникациям PepsiCo Россия, Беларусь, Украина, Кавказ и Центральная Азия Александр Костиков также отметил, что компания уже много лет следует целям устойчивого развития, есть четкий план действий. В частности, сформированы три основных направления: устойчивое земледелие, устойчивая цепочка поставок, устойчивый выбор.
В рамках первого направления компания стремится закупать 100% сельхозсырья у ответственных производителей, а также внедрять практики устойчивого земледелия. Во втором направлении корпорация планирует стать углеродно-нейтральной к 2040 году, а также полностью перейти на использование перерабатываемой упаковки. В третьем направлении PepsiCo ставит перед собой задачу сократить содержание сахара, соли и жира в продуктах, параллельно развивать культуру ответственного потребления.
Невозможно стать устойчивым в одиночку, нужно объединять усилия всех заинтересованных сторон от государства и бизнеса до конечного потребителя и некоммерческого сектора, а также максимально синхронизировать стандарты и подходы с международными образцами, — резюмировал Алексей Калинин.
Артем Реутов
Фото: Pexels