Артем Здунов
О коллективной модели производства, кадровом обеспечении инновационных кластеров и «тройной спирали»
Артем Алексеевич, на дискуссии о кластерном развитии территорий в ходе Гайдаровского форума Вы представили опыт Республики Татарстан. Расскажите подробнее, что дает подобный подход экономике отдельно взятого региона?
Прежде всего, хотел бы сказать, что мы опираемся на мировой опыт. А он показывает, что именно кластеры — точки роста экономики. Сегодня в развитых странах кластерно формируется более 50% экономики. На предприятиях внутри таких объединений занято более 40% рабочей силы. Именно в кластере создается коллективная модель производства инноваций, а в результате ускоряется процесс разработки и внедрения нововведений. Поэтому подобный подход лег в основу разрабатываемой сегодня Стратегии социально–экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. На ближайшие десять лет точкой роста экономики Татарстана определен Камский инновационный территориально– производственный кластер («Иннокам»). Он вошел в перечень из 25 пилотных инновационных территориальных кластеров федерального значения. Специализация «Иннокама» — нефтепереработка, нефтехимия и автомобилестроение. Уже сегодня продукция предприятий кластера широко представлена на российском и мировом рынках. Здесь производится около 42% российских синтетических каучуков, 54% полимеров стирола, каждый третий грузовой автомобиль в стране и каждая третья шина. На «Иннокам» приходится около 40% всех инвестиций в республике. Также мы развиваем кластеры в сфере информационных технологий (проект «Иннополис»), медицины и наноиндустрии
Татарстан состоит в Ассоциации инновационных регионов России. Это накладывает на региональные власти определенные обязательства по поддержке развития инновационной экономики. Расскажите об этом опыте.
Мы поддерживаем кластеры и собственными силами, и используем доступные механизмы федеральной помощи. Так, сейчас реализуется программа, в рамках которой за прошедшие два года на развитие транспортной, социальной и инновационной инфраструктуры направлено более 9 млрд рублей. Мы также приняли участие в конкурсе Минэкономразвития Российской Федерации и смогли направить на повышение производительности труда, подготовку и переподготовку кадров предприятий «Иннокама» почти 700 млн рублей. Многое делается и в рамках федеральной программы развития малого и среднего предпринимательства. Так, в республике был создан Камский центр кластерного развития, направленный на оказание поддержки проектам внутрикластерного взаимодействия, открыт ряд региональных центров инжиниринга. Большая поддержка участникам «Иннокама» оказывается в рамках созданной в республике инфраструктуры для развития предпринимательства: гарантийного фонда, центра поддержки предпринимательства, центра поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего бизнеса, фонда финансовой поддержки.
Что, на Ваш взгляд, необходимо решить на федеральном уровне в целях дальнейшей реализации кластерной политики?
Сейчас уже существует ряд мер государственной поддержки территориальных кластеров: субсидии, программы по развитию малого и среднего предпринимательства и помощи инновационным предприятиям. Думаю, отсутствие на федеральном уровне единого нормативного документа, регламентирующего применение кластерного подхода, сдерживает дальнейшее становление государственной политики в сфере кластерного развития. Одним из таких документов может стать разрабатываемый сегодня стандарт промышленного территориального кластера, проект которого обсуждался на Гайдаровском форуме в январе 2015 года. Предусмотренные в стандарте критерии и признаки территориальных кластеров могут послужить основой для формирования дальнейшей кластерной политики государства.
Как Вы считаете, какими конкурентными преимуществами на данный момент должен обладать кластер и кто может выступать инициатором его создания?
Отвечая на эти вопросы, приведу примеры того, как это происходит у нас в республике. Так, «Иннокам» обладает важнейшим преимуществом – выгодным экономико-географическим положением. Под этим я подразумеваю наличие развитой сети автомобильных и железных дорог, международного аэропорта «Бегишево», сети трубопроводов, обеспечивающих удобные поставки сырья и продукции для российских потребителей и на экспорт. Через реку Каму, впадающую в реку Волгу, есть выход в систему судоходных каналов для отгрузки сырья и продукции в бассейны Черного и Балтийского морей. Кроме того, на территории «Иннокама» имеются значительные запасы минерально–сырьевых ресурсов (сырая нефть, природный газ), развитый топливно– энергетический комплекс. Конкурентные преимущества «Иннокама» определяют также выстроенные кооперационные связи и высокая степень локализации его участников. Все крупнейшие предприятия расположены в радиусе тридцати километров. Что касается инициативы объединения в кластер, то ее проявили сами предприятия. Дальнейшими шагами стали разработка программы развития «Иннокама» и создание специализированной управляющей организации — Некоммерческого партнерства «Камский инновационный территориальнопроизводственный кластер», которое сегодня является дискуссионной площадкой для обсуждения планов развития и текущих проблем участников кластера.
Какие проблемы существуют в обеспечении предприятия кластера квалифицированными специалистами. Как решается вопрос переподготовки кадров?
Для решения вопроса нехватки квалифицированных кадров в 2014 году мы провели подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку более 2,2 тысячи работников предприятий– участников «Иннокама». В частности, внедрена система дуального обучения, организованы зарубежные стажировки для специалистов нефтехимических и машиностроительных предприятий в Бельгию, Южную Корею и Сингапур, проведены специализированная образовательная программа по изучению основ практического консалтинга и тренинги по стратегическому планированию. Кроме того, сегодня в Республике Татарстан реализуется программа по созданию ресурсных центров.
Что, на Ваш взгляд, является залогом успеха развития территориальных кластеров?
Я бы указал на наличие так называемой «тройной спирали» — тесной взаимосвязи бизнеса, науки и государства. В «Иннокаме» благодаря кооперации между предприятиями, инфраструктурными организациями и научно–образовательными центрами налажена единая цепочка реализации совместных проектов от этапа проектирования до полного сопровождения производственного процесса.