Большинство россиян поддерживают закрытие алкомаркетов в жилых домах

61% россиян одобряют инициативу по запрету размещения алкомаркетов в жилых домах, выяснили социологи ВЦИОМ в ходе опроса.
Уже много лет власти ведут борьбу с алкоголизмом и, надо признать, эта работа приносит свои результаты, тем не менее алкомаркетов и сетевых магазинов, где главный товар — это спиртное, становится с каждым годом все больше. Такой вот парадокс.
Опрос ВЦИОМ показал, что 54% граждан относятся скорее отрицательно к размещению алкомаркетов в жилых многоквартирных домах. Среди основных негативных причин респонденты чаще всего называли высокий уровень шума (27%), снижение чувства безопасности (24%), грязь и мусор (21%). При этом личный опыт соседства с точками продажи спиртного формирует более лояльное отношение к ним. Социологи этот момент объясняют привыканием — негативные впечатления от соседства с алкомаркетами со временем притупляются, а перечисленные проблемы (шум, грязь и пр.) начинают восприниматься как нечто само собой разумеющееся, что снижает их значимость в оценке общего качества жизни в районе.
А еще некоторые россияне начинают видеть преимущества размещения таких торговых точек в жилых домах (доступность товаров первой необходимости, экономия времени), которые в некотором смысле могут частично компенсировать вред от такого соседства. При этом рано или поздно наступает «точка невозврата»: чем больше таких магазинов поблизости, тем выше уровень общественного недовольства.
32% респондентов сказали, что вблизи их домов нет алкомаркетов, 64% участников опроса заявили о наличии хотя бы одного: 26% граждан живут рядом с двумя-тремя алкомаркетами, 18% – с одним, 12% – с четырьмя-пятью и 8% – с шестью и более. 4% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. В городах-миллионниках и крупных населенных пунктах численностью от 500 тысяч до 1 млн человек доля респондентов с двумя алкомаркетами рядом наиболее высока (36% и 34% соответственно). В небольших городах до 100 тысяч человек и селах преобладают ответы «нет алкомаркетов» (36% и 55%).
Соотечественники также высказали свое мнение об инициативе по запрету размещения алкомаркетов в жилых домах: 35% респондентов считают эту меру необходимой, еще 26% граждан «скорее поддерживают» ее. 20% участников опроса заявили, что алкомаркеты «скорее не надо запрещать», еще 10% — «точно не надо», а 9% затруднились ответить на вопрос.
В конце июня группа депутатов от всех пяти парламентских партий внесла в Госдуму законопроект о введении в законодательство понятия «алкомаркет» и запрете их размещения в жилых домах. Соответствующие поправки предлагается внести в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…». Согласно законопроекту, алкомаркетом предлагается считать торговую точку, в которой более 50% выручки за квартал приходится на продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции. Подобные объекты предлагается размещать не ближе 100 м от жилых домов, детских садов, школ, вузов, больниц и спортивных объектов.
Авторы инициативы считают, что эти меры позволят «резко снизить» потребление спиртного и создадут условия для «системного оздоровления» населения. В пример приводится Вологодская область, где с марта 2025 года на фоне жестких ограничений смертность от последствий употребления алкогольной продукции снизилась на 29%. Сейчас в России самые жесткие ограничения по продаже алкоголя действуют в Вологодской области. С 1 марта в регионе время продажи спиртного ограничено по будням: алкоголь можно купить только с 12:00 до 14:00.
Кроме того, 3 июля в Госдуму был внесен законопроект, устанавливающий ограничение на продажу всех видов алкогольных напитков лицам, не достигшим 21 года. Его автором выступила сенатор Мария Сидухина. Сенатор заявила, что, согласно опубликованным ранее Минздравом медицинским исследованиям о влиянии алкоголя на мозг человека, употребление спиртных напитков небезопасно для нормального развития головного мозга, внутреннее строение и структурные элементы которого среднестатистически окончательно формируются только к 21 году.
Подобные инициативы и ранее поступали в Госдуму, но так и не были приняты. Повысить возраст для продажи алкоголя предлагали в 2015 году, однако проекты не прошли и первого чтения. Вопрос снова подняли в 2018 году, идею тогда даже поддержал Минздрав. В 2019 году появился очередной подобный законопроект, однако Минфин и Минэкономразвития выступили против, ссылаясь на риски развития теневого рынка алкогольной продукции.
Фото: Freepik — pvproductions