журнал стратегия

#журнал стратегия

Быть «в рынке»

1-67 копия

С июля 2015 года в России создается Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), которое к лету этого года планирует начать активную профильную деятельность. Генеральный директор АКРА Екатерина Трофимова рассказала о планах организации и объяснила, какие шаги предпримет агентство в ближайшее время.

Каковы результаты первых месяцев работы АКРА? Когда будут представлены первые рейтинги агентства, чего они будут касаться?

За первые месяцы работы АКРА нам удалось решить большое количество задач, начиная от формирования штата агентства и приема на работу ключевых его сотрудников, заканчивая обустройством нового офиса и открытием веб-сайта по адресу www.acra-ratings.ru, где мы уже опубликовали несколько проектов методологий и первые аналитические исследования агентства.

Кроме того, одним из наиболее важных шагов в первые месяцы работы АКРА стала подача заявления в Центральный банк на включение в реестр кредитных рейтинговых агентств. АКРА стало первым рейтинговым агентством, подавшим необходимый пакет документов и заявление в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2007 года № 222-ФЗ. Согласно этому закону, Центральный банк принимает соответствующее решение в течение шести месяцев с момента подачи заявления, и включение в реестр кредитных рейтинговых агентств ЦБ РФ — необходимое условие для начала рейтинговой деятельности. Мы надеемся, что наши знания и опыт, а также проделанная подготовительная работа помогут нам успешно решить эту задачу. Агентство планирует присваивать кредитные рейтинги по национальной шкале таким категориям рейтингуемых лиц, как финансовые институты, организации корпоративного сектора, региональные и муниципальные органы власти РФ, а также структурированным финансовым инструментам.

Политическая ангажированность рейтинговых агентств, входящих в «большую тройку», привела к принятию ограничительных мер в работе этих организаций в России. Обладает ли новое агентство всеми качествами, чтобы стать независимым и полностью заместить рейтинги «большой тройки»?

Никаких ограничительных мер, направленных против международных рейтинговых агентств, принято не было. Во-первых, обсуждение законопроекта о регулировании деятельности рейтинговых агентств началось задолго до снижения суверенных рейтингов России. Во-вторых, регулирование рейтинговой отрасли — не российское ноу-хау, а инструмент контроля и надзора, повсеместно использующийся финансовыми властями различных стран. Если посмотреть на стоимость регулятивной нагрузки, которая сформировалась в результате развития регулирования агентств в США и Европе, то действия российского регулятора не покажутся чем-то аномальным. Серьезно ли повлияет регулирование на отрасль? Безусловно. Но оно влияет на всех без исключения участников рынка, и национальные агентства по ряду требований сталкиваются с еще большими вызовами.

Что касается АКРА, то мы с самого первого дня работы над проектом выстраиваем свою работу в соответствии с требованиями законодательства и лучшими мировыми практиками рейтингового бизнеса. Независимость агентства обеспечивается на всех организационных уровнях, начиная с акционерной структуры (27 акционеров с миноритарными долями) и совета директоров (все из которых, кроме генерального директора, являются независимыми) и заканчивая жестким разделением коммерческой и аналитической функции, даже на логистическом уровне в офисе.

Перед агентством не стоит задача кого-то заменить. Наши задачи — это соблюдение регулятивных требований и обеспечение пользователей рейтингов независимой, достоверной оценкой кредитного качества широкого круга эмитентов и финансовых инструментов. Мы инвестируем в людей, постоянное обучение и развитие, готовим сильную технологическую платформу рейтинговой деятельности. Очевидно, своя статистика дефолтов по отдельным секторам и матрица перехода рейтингов у нас появится только со временем, но это неизбежно для нового агентства.

Владимир Путин отмечал, что АКРА должно признаваться всеми участниками рынка. Когда и как это можно будет оценить в полной мере?

Признание рейтингового агентства — максимально широкое использование любыми участниками рынка его оценок при принятии на себя кредитного риска. Для этого как минимум мы должны будем набрать некоторый критический объем кредитных рейтингов, который позволит заинтересованным сторонам оценить распределение оценок по шкале, определить для себя необходимые уровни отсечения. При этом АКРА должно каждый день быть «в рынке», доносить до инвесторов прозрачное и четкое мнение о текущей и будущей кредитоспособности рейтингуемых лиц. Полагаю, в полной мере это можно будет оценить уже в 2017 году.

Сейчас рост российских рейтингов ограничивают, по мнению представителей «большой тройки», структурные проблемы и отсутствие реформ. Согласны ли Вы с этим? Как Вы считаете, какие действия необходимы в первую очередь, чтобы ситуация начала меняться?

Как руководитель рейтингового агентства, я бы не хотела комментировать конкретные аналитические оценки коллег из других компаний отрасли.

С точки зрения взгляда АКРА на экономику России, в ситуации, когда роста за счет увеличения доступных ресурсов не предвидится, в обществе должны формироваться стимулы для увеличения эффективности во многих сферах деятельности. При этом реформы могут стать катализатором этих изменений. Я подчеркну, что последствия этих изменений, в том числе экономический рост, будут ощущаться в лучшем случае в долгосрочной перспективе.

После выхода АКРА «на проектную мощность», то есть после формирования первых рейтингов, какова вероятность, что Минфин и Центробанк будут использовать только их в своей работе?

Согласно закону о рейтинговой деятельности, после переходного периода в регулятивных целях могут использоваться только кредитные рейтинги, присвоенные по национальной шкале агентствами, включенными в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России. Я не могу ответить на вопрос, сколько агентств будет в реестре, поскольку это компетенция Банка России и бизнес-решение коллег по цеху. Мы, со своей стороны, делаем все возможное, чтобы максимально полно соответствовать требованиям регулятора.

Каждое ведомство или компания при использовании в своей деятельности оценок рейтинговых агентств вправе установить свои индивидуальные требования, тем самым сузив список агентств, которые будут находиться в реестре. Поэтому сегодня очень сложно спрогнозировать картину использования кредитных рейтингов во второй половине 2017 года.

Как планируется оценивать работу рейтингового агентства? К чему должна привести его деятельность и в какие сроки?

Оценку деятельности агентства будут давать его акционеры и инвестиционное сообщество. Наши акционеры заинтересованы в максимизации рейтингового покрытия, а также безубыточной деятельности, поскольку инвестиция должна быть не только репутационной, но и окупать себя. Перед менеджментом сформулированы цели, которые выражены в ключевых показателях эффективности. Они, в свою очередь, каскадированы дальше вниз по организационной структуре агентства. При этом система целей учитывает особенности рейтингового бизнеса, такие как наличие «китайской стены» между аналитической и коммерческой функциями агентства, особенности регулирования, а также фазу развития, в которой мы находимся будучи очень молодой компанией. Оценка инвестиционного сообщества — признание наших рейтингов. Как профессионалы, мы будем довольны своей работой, если содержание наших пресс- релизов о рейтинговых действиях будет не информационным спамом в электронной почте, а сигналом к внимательному анализу ситуации в компании, банке или регионе. Признание профессионального сообщества — это главная долгосрочная цель существования АКРА.

анонсы
мероприятий
государство

Прорыв санкционной блокады, поддержка семей, рекордный урожай. Главные тезисы отчета Михаила Мишустина в Госдуме

 

#, , , , ,
государство

Путин поручил кабмину к 2030 году довести МРОТ до 35 тысяч рублей

 

#, ,