Дмитрий Шаронов
О развитии территориальных инновационных кластеров в Республике Башкортостан
Дмитрий Владимирович, Башкортостан входит в Ассоциацию инновационных регионов России, и на прошедшем Гайдаровском форуме Вы выступали с примером успешного развития на территории инвестклимата. Как в настоящее время оценивается инвестиционная привлекательность республики?
Башкортостан входит в десятку наиболее индустриально развитых субъектов Российской Федерации. Основными инвестиционно привлекательными направлениями экономики региона являются топливно– энергетический комплекс, машиностроение, сельское хозяйство. Сегодня в республике формируются около 15 кластеров в таких сферах, как фармацевтика, информационные технологии, наноматериалы.
В ходе ГФ–2015 Башкортостан назван одним из успешных регионов в части кластерного развития. А есть ли проблемы в кластерном построении экономики региона?
Как пример кластера, управление которым надо совершенствовать, я приведу нефтехимический. В советское время нефтеперерабатывающий, нефтехимический, химический комплекс Башкортостана был единым кластером. Он был создан еще 40–50 лет тому назад. Предприятия находились во взаимосвязи между собой, ресурсные потоки правильно формировались. Были предприятия, которые отвечали за сырье, за конечную продукцию. Сегодня этот кластер разорван на множество мелких частей. У него пять собственников. В итоге вся эта кластерная политика разбалансирована. И в конечном итоге производит продукцию нефтеперерабатывающий, нефтехимический, химический комплекс почти в три раза меньше, чем было в советское время. Нужно быть готовыми к любому варианту развития событий: и к прекращению поставок готовых продуктов и технологий, которые позволяют нам самостоятельно развивать производства. Речь не только о нефтегазохимии, но и о станкостроении, радиоэлектронике, биотехнологиях. По сути, встал вопрос национальной технологической безопасности России. Мы должны адекватно реагировать на этот вызов.
Адекватно — это как?
Продвигать собственные технологии — они у нас есть. К примеру, западная нефтесервисная компания может производить для нас большой объем работ и декларировать передачу технологии, но на деле технологию не передавать. Информация может обрабатываться на вычислительных мощностях за рубежом, и никто не гарантирует достоверность предоставляемых данных. К сожалению, наши потребители по старинке считают, что зарубежные технологии и оборудование априори лучше. Мы можем и должны доказать обратное.
Вы считаете, что потенциала для этого достаточно?
Я не могу сказать, что на 100%. Но уж точно не на 50%. Политическая ситуация вынуждает нас ответить на вопрос: имеем ли мы то, чего нас угрожают лишить? Например, в Ишимбае производят катализаторы для нефтепереработки. Один завод способен полностью покрыть потребности российского рынка. Качество по некоторым позициям выше импортных аналогов. При этом потребляем мы в основном катализаторы импортного производства. Возникает вопрос: если мы тратим миллиарды на зарубежные катализаторы, может, сконцентрироваться на отечественных производителях с продукцией мирового уровня?
Гарантирует ли высокое качество продукции, что компании будут отдавать предпочтение отечественному производителю?
К сожалению, многие корпорации хотят работать с зарубежными компаниями. Казалось бы, существует технология — апробированная, эффективная. Внедряется в полтора раза быстрее, поскольку не надо вести оборудование из–за рубежа. Ответ нелогичен: не хотим. Здесь нужна государственная воля — стимулировать потребление отечественными предприятиями отечественного продукта при равном качестве. Технологий и готовых продуктов у нас достаточно. Только в производстве нефтегазового оборудования в Башкортостане работает более 50 специализированных средних и малых предприятий. Выпускаемое ими высококлассное оборудование для геологоразведки, бурения скважин, нефтепереработки на 90–95% покрывает потребности отрасли.
Расскажите об утвержденной Правительством Башкортостана программе о развитии кластеров.
Программа нацелена на повышение эффективности использования научного и производственного потенциала в нефтехимии, нефтегазопереработке, биохимии и биотехнологии. В программе приводятся целевые индикаторы. Число высокопроизводительных рабочих мест увеличится с 1 102 в 2013 году до 1 560 в 2016 году. Объем инвестиционных затрат участников кластера возрастет за этот же период с 57,9 млрд рублей до 91,17 млрд рублей, объем выполняемых ими научных исследований — с 842 млн рублей до 921 млн рублей. Объем инновационной продукции, отгруженной участниками кластера, — с 22,3 млрд рублей до 35,39 млрд рублей.
Вы участвовали в экспертной дискуссии Гайдаровского форума — 2015 на тему «Стандарт промышленного территориального кластера в регионах России». Насколько Гайдаровский форум является важным мероприятием для Республики Башкортостан?
Башкирия всегда открыта для общения и обсуждения важных экономических тем. Гайдаровский форум является одной из авторитетных площадок для ведения подобных переговоров. На подобных мероприятиях мы ищем надежных деловых партнеров и рассказываем о преимуществах нашего региона.
мероприятий