Эксперт: мы не можем повышать акцизы на моторные топлива, которые снижают подвижность людей
Минтранс России предложил включить альтернативные виды топлива — газомоторное, электроэнергию, водород — в состав налогооблагаемой подакцизной продукции и распространить на региональные дороги принцип «пользователь платит» в отношении грузовых автомобилей.
Данные идеи основываются на концепции окрашивания части налогов, поступающих в дорожные фонды и направляемых на содержание и строительство новых автомобильных дорог. Предполагается, что деньги, собираемые с транспортных компаний за передвижение грузов, целевым образом направляются на восполнение качества автомобильных дорог и тех ресурсов, которые были потрачены на увеличение налогооблагаемой базы в процессе любой транспортной деятельности.
Однако по мнению ряда экспертов, мировой опыт показывает, что идея окрашивания части налоговых поступлений и их последующего целевого использования рано или поздно входит в противоречие с глобальными целями и задачами развития общества и государства. В первую очередь, возникают вопросы по источникам финансирования социальных обязательств со стороны государства, расходов на внутреннюю безопасность и обороноспособность страны.
«Развитие транспортной системы страны решает гораздо больше задач — задачи сохранения территориальной целостности, единства развития экономики, повышения качества жизни населения. И в этом плане вопрос первичного освоения огромной территории Российской Федерации транспортной инфраструктурой, разветвленной сетью автомобильных дорог еще не решена. И поэтому мы не можем использовать распространенные по всему миру инструменты, связанные с повышением акцизов на моторные топлива, которые снижают подвижность людей», — считает Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта.
По мнению Якимова, целесообразно разделять внешние затраты пользователей автомобильных дорог в пределах городских агломераций и за ее пределами.
«Те инструменты по сдерживанию автомобилепользования, которые можно использовать в городских агломерациях, совершенно нецелесообразно использовать за пределами городских агломераций для связи городов и регионов друг с другом. Здесь, наоборот, нужно решать задачи по увеличению подвижности населения, по развитию туризма, бизнеса на территории нашей огромной страны», — считает эксперт.
Фото: Unsplash
мероприятий