Генпрокуратура потребовала вывести Домодедово из-под иностранного управления
Генеральная прокуратура России требует признать ничтожными ряд сделок, в результате которых стратегические предприятия группы компаний «Домодедово» оказались под иностранным управлением, а их прибыль выводилась в иностранные юрисдикции.
Надзорное ведомство потребовало взыскать в доход РФ 100% долей ООО «ДМЕ холдинг», которое владеет группой операционных компаний аэропорта «Домодедово», а также признать недействительными решения о редомициляции ряда структур, входящих в контур группы, пишут «Ведомости». Иск к 32 структурам «Домодедово», его владельцу Дмитрию Каменщику и председателю набсовета Валерию Когану был оформлен во вторник, 28 января, а первое заседание в Арбитражном суде Московской области запланировано на 28 февраля.
По версии Генпрокуратуры, группа компаний аэропорта «Домодедово» оказалась под иностранным контролем – именно с этим, а не с деприватизацией связан иск ведомства. Однако по российским законам иностранным инвесторам и группам лиц, в которые входит иностранный инвестор, запрещено осуществлять виды деятельности, которые имеют «стратегическое значение» для обеспечения обороны страны и безопасности государства, без предварительного согласования правкомиссией по контролю за иностранными инвестициями.
К стратегическим видам деятельности относится обслуживание авиакомпаний и пассажиров, включая управление аэродромной инфраструктурой и аэропортом, пассажирским терминалом, грузовым и топливозаправочным комплексами, авиационная безопасность и т. д.
В ходе проверки прокуроры выяснили «противоправную деятельность резидентов иностранных государств – Каменщика (Турция и ОАЭ) и Когана (Израиль) по незаконному установлению контроля над стратегическими предприятиями РФ». Каменщик и Коган, вовлекли подконтрольные офшорные структуры, а также граждан Нидерландов, и в 2016 году решили установить контроль над аэропортом «Домодедово». Так, с 2002 по 2016 годы компания «ДМЕ Лимитед», которая владеет аэровокзальным комплексом «Домодедово», принадлежала гражданам Острова Мэн: Джейн Элизабет Петерс и Шону Фергюссону Кэйрнсу. Каменщик и Коган через офшорные структуры приобрели 100% акций «ДМЕ Лимитед» в 2016 году. Сделка была проведена частной компанией «Аламо Лимитед» (Мальта), единственным акционером которой была фирма, владельцем которой являлся Каменщик.
Затем в декабре 2016 года Каменщик и Коган захотели поменять структуру владения на компании из других стран для «блокирования деятельности органов государственного контроля РФ за своей противоправной деятельностью». Для этого они законспирировали активы ГК «Домодедово», переведя их в фонды, зарегистрированные в Нидерландах и на Мальте.
В данный момент акционерами компании «ДМЕ Лимитед» являются: Фонд «ДМЕ Административ Фаундейшн» из Нидерландов с 274 348 367 акциями на 274 348 367 евро (90% акций) и фонд «Атлант Фаундейшн» (Мальта) с 30 483 152 акциями на 30 483 152 евро (10% акций). Учредителем фондов стал Каменщик. При этом из устава первого фонда следует, что совет компании состоит из учредителя и двух постоянных членов, обязательным требованием к которым является постоянное проживание на территории Нидерландов. Это Пауль Йоханнес Антониус Вилбринк и Альваро Сикре Пизнес.
При этом Каменщик и Коган обременили предприятие кредитными обязательствами в пользу компании DME Airport Designated Activity Company (Ирландия). Данный иностранный инвестор приобрел еврооблигации «Домодедово-2028-евро» более чем на 450 миллионов долларов со сроком погашения до 8 февраля 2028 года. Между тем полученные финансы на развитие аэропорта не направлялись, а Коган с Каменщиком поделили их между собой, пишет РИА Новости.
Кроме того, в прошлом году Каменщик и Коган решили создать ложную видимость отсутствия иностранного контроля над стратегическими предприятиями и ввели в заблуждение правительственную комиссию и ФАС России, которые согласовали им сделки по переходу прав на российские стратегические общества к ООО «ДМЕ Холдинг».
При этом прибыль стратегических компаний выводится Каменщиком и Коганом из РФ под видом погашения займов в недружественные юрисдикции, в том числе в обход запретов, введенных указом Владимира Путина. Удивительно, вся эта мутная история с аэропортом началась еще в 2016 году, но компетентные органы только спустя почти 10 лет начали распутывать этот клубок.
Генпрокуратура РФ сейчас требует признать ничтожными сделки между данными компаниями, применить последствия «недействительности ничтожных сделок», в результате которых стратегические предприятия «Домодедово» оказались под иностранным влиянием.
Среди российских авиакомпаний, которые выполняют рейсы из Домодедово, — S7, «Уральские авиалинии», Red Wings. По статистике Росавиации, за 10 месяцев прошлого года пассажиропоток составил 13,3 млн человек, что на 23,5% меньше, чем годом ранее.
Фото: Freepik - 4045
мероприятий