Госдума готова ввести антимонопольные ограничения для онлайн-торговли
Госдума в первом чтении одобрила правительственный законопроект, который вводит антимонопольные ограничения для маркетплейсов и агрегаторов онлайн-торговли.
Документ вошел в «пятый антимонопольный пакет», который касается совершенствования антимонопольного регулирования цифровых рынков. Законопроект направлен на пресечение злоупотреблений со стороны владельцев цифровых платформ. В частности, запрет распространяется на злоупотребление доминирующим положением маркетплейсами и агрегаторами, если они оказывают серьезное влияние на смежные рынки, при этом их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.
Кроме того, устанавливается новое условие для антимонопольного контроля за сделками экономической концентрации на товарных рынках. В случае принятия законопроекта в текущей редакции с Федеральной антимонопольной службой РФ будут согласовываться сделки, которые превышают 7 млрд рублей.
Также законопроект будет определять критерии отнесения к доминирующим субъектам крупных инфраструктурных платформ — маркетплейсов и агрегаторов онлайн-торговли. Вводится понятие «сетевой эффект» — под ним понимается влияние маркетплейса или агрегатора на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке товаров.
Принятие законопроекта даст возможность создать правовые механизмы противодействия «цифровым картелям» и обеспечит защиту потребителей от злоупотребления рыночной властью со стороны цифровых платформ.
О важности этой законодательный инициативы еще в июле говорил глава кабмина РФ Михаил Мишустин. По его словам, в настоящее время подобными технологиями в России пользуются миллионы потребителей, но маркетплейсы и агрегаторы онлайн-торговли могут влиять, как им вздумается, на поставщиков, покупателей и определять цены. Цель изменений в том, чтобы такое влияние не приводило к необоснованному подорожанию либо ограничению выбора. Помогут поправки и предпринимателям, особенно тем, кто смог создать быстрорастущий бизнес или стартап: они получат больше возможностей для равной конкуренции в интернете даже с очень большими компаниями, уверен премьер-министр.
Фото: Pexels
мероприятий