Госдума приняла закон о единых общеобразовательных программах в школах. В чем польза реформы?

Со следующего учебного года во всех школах России начнут действовать единые федеральные общеобразовательные программы. Депутаты уверены, что от этой инициативы качество школьного образования улучшится, однако независимые эксперты критикуют идею.
Депутаты Госдумы в третьем, окончательном, чтении приняли законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах. Таким образом в начальной школе обязательными для использования станут программы по "Русскому языку", "Литературному чтению" и "Окружающему миру". На дальнейших этапах обучения — по "Русскому языку", "Литературе", "Истории", "Обществознанию", "Географии" и "Основам безопасности жизнедеятельности". Также предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
В итоге в стране появится стандарт, нижняя планка знаний, которые ребенку должны дать в школе, заявила руководитель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. Разрабатывать и утверждать программы будет Минпросвещения, которое также сможет финансировать разработку учебников из средств госзаказа. Школы должны начать работу по этим правилам со следующего учебного года. Для этого программы нужно разработать и утвердить до 1 января следующего года.
— Сегодня поступает много жалоб представителей родительского сообщества: при переводе ребенка в другую школу, даже в одном городе, постоянно возникают вопросы несоответствия школьных программ. Помимо стресса адаптации к новой школе, новому классу детям приходится нагонять в учебе своих одноклассников, а родителям — нанимать репетиторов, дополнительно заниматься с ребенком после работы. Принятие закона повысит доступность качественного образования для детей вне зависимости от места их проживания, — заявил спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин.
Заместить председателя Госдумы, соавтор поправок Петр Толстой добавил, что единый стандарт образования призван облегчить жизнь учителей, родителей и детей, поскольку уходит в прошлое вариативность образования. Также это позволит избежать случаев, когда дети учатся по пособиям, в которых присутствуют ошибки или в учебниках неправильно трактуются, например, события истории.
Между тем, у этой инициативы хватает и критических замечаний. Изменения, которые предлагает закон, ограничивают автономию школ и академические свободы педагогов, что может быть «рискованным занятием», заявила в интервью РБК главный научный сотрудник Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. Возможность разработки школой своей программы была инструментом, который давал возможность учитывать особенности конкретного класса — интересы и запросы учеников, темы освоения, подчеркнула эксперт.
— Для кого-то нужен и возможен быстрый темп освоения, для кого-то нужен более мягкий подход. Результаты, объем знаний — одинаковые, речь идет о вариативности в методиках его достижения, — отметила Абанкина.
В результате учителя могут лишиться возможности адаптировать программу и применять разные методики, что в итоге может привести к снижению уровня знаний. «Любая унификация отрицает ребят с нестандартными способностями — как талантливых, так и испытывающих трудности. Индивидуальный трек дает на сегодня лучшие результаты по качеству образования», — резюмировала специалист.
Директор частной Европейской гимназии Иван Боганцев заявил, что для образования это шаг назад, как и любой единый стандарт. Все дети разные, все семьи разные, и у всех из них должна быть максимальная возможность выбора школы, среды, образовательной программы. Также выбор должен быть и у учителя, в ином случае лучшие специалисты будут уходить из профессии, добавил он.
Фото: Pexels
мероприятий