Инвесторам – зеленый свет
Калужская область, некогда депрессивный регион с низкими показателями экономического роста и уровнем жизни населения, сегодня среди лидеров. Более того, это единственный из всех субъектов страны за последние десять лет из дотационного ставший донором. Достичь этого удалось во многом благодаря привлечению инвестиций, что по-прежнему в числе ключевых задач властей. Сегодня для этих целей администрация Калуги выбрала новый способ – проведение индустриальных туров.
20–21 февраля Калуга впервые провела индустриальный тур для будущих инвесторов. Подобные мероприятия проводили и обе столицы, и крупные промышленные центры страны, но для Калуги, несмотря на ее благоприятный инвестиционный климат, индустриальные туры – новая практика. Благодаря этой инициативе власти надеются, что экономика региона и дальше будет активно развиваться, а на территории откроют новые производства для растущих нужд области. «Проектов очень много, и топографии у нас хорошей нет, и переработки, и дерева, и резины. Необходимо изготовление всевозможных конструкций, и крупных, и малых. Город развивается, строится много жилья, а мы все закупаем, давайте все, что нужно для города, мы будем сами выпускать», – отметил городской голова Константин Горобцов на встрече с предпринимателями.
В регионе для работы инвесторов действуют одни из самых благоприятных в стране условий, практически устранены все административные барьеры, упрощены процедуры регистрации бизнеса, получения лицензий. «В Калуге созданы самые привлекательные условия для размещения бизнеса, находящиеся под непосредственным контролем городских и областных властей. Муниципальные и региональные власти делают все для уменьшения административных барьеров. – заявил мэр Калуги. – Мы надеемся, что наглядная демонстрация работы индустриальных парков и их возможностей для бизнеса поможет привлечь в регион новые компании, которые будут решать свои задачи и содействовать нашему движению вперед».
Константин Горобцов рассказал о промышленном потенциале Калуги, состоянии транспортной и логистической сферы, развитии строительного рынка. Глава отметил, что город нуждается в логистическом центре и разгрузке от транзита большегрузного транспорта. На встрече с потенциальными инвесторами из России, Китая, Австрии и Финляндии представители администрации отметили, что кризис особо не повлиял на работу компаний в регионе, и они не закрыли свои производства.
Сейчас на территории города действуют три индустриальных парка – «Росва», «Грабцево», «Калуга-Юг», – инвесторов ждут более 110 гектар для размещения производственных площадок. На месте, где менее 10 лет назад был пустырь, сегодня работают инновационные, высокотехнологичные компании, обеспечивающие около 15 тысяч рабочих мест.
Рекордсмен по числу сотрудников – резидент «Грабцево» – «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус». На площадке, расположенной на 186 га, работают 4 600 жителей города и области. Производственная мощность завода – около 200 000 автомобилей в год, это больше трети всех выпущенных автомобилей Volkswagen в стране. Доля рынка группы Volkswagen в России по итогам 2016 года достигла 11%.
Одни из последних инноваций на рынке производства автомобилей применялись впервые именно здесь. К примеру, «умные» роботы по сборке-сварке верхнего корпуса, выполняющие процесс за 1,2–2 минуты, который раньше занимал более 10 минут вручную. Презентация сверхтехнологичных машин прошла в августе прошлого года, с тех пор не фиксировалось ни одного сбоя, машины работают бесперебойно и без перерывов, человеку остается лишь контролировать программу. Почти весь труд на заводе автоматизирован.
Наблюдая за процессом сборки автомобилей – четким, без единой помарки, чем-то напоминающим футуристическое будущее – сложно понять: люди обслуживают машины, либо машины обслуживают людей. Но очевидно, что Индустрия 4.0 – это не просто номинальное понятие, она происходит здесь и сейчас.
Как утверждают участники индустриальных парков, один из основных плюсов работы в технопарках и ОЭЗ – это высокий уровень локализации. К примеру, Volkswagen для изготовления своих автомобилей использует шины марки Continental, завод которой расположен в калужском индустриальном парке «Росва». Continental – это еще один пример того, как Индустрия 4.0 постепенно становится обыденностью. Для производства шин применяются самые качественные и экологически безопасные материалы.
Завод по большей части ориентирован на экспорт: в 2015 году Cоntinental начал поставки в 15 стран Европы, Скандинавии, бывшего Советского Союза и Азии. Доля экспорта достигает 45%. Высокотехнологичное производство обеспечивает занятью 950 жителей области.
Завод более чем на 50% работает на российском сырье. Несмотря на это, недостаток отечественных технологий, собственно российских производств отметили многие участники индустриального тура. «За редким исключением, мы не увидели российских предприятий. Где наши инновационные технологии? Малый бизнес практически не представлен, а ведь это показатель роста, – отметил Алексей Уланов, директор по продажам в России SET CleanTech. – Есть крупный бизнес, к примеру, Череповецкий металлургический комбинат, который изготавливает пресс-формы в Санкт-Петербурге, а детали для корпуса штампует в Калуге. Это организованная в России локализация высокотехнологичных деталей. Жаль, что это единичные случаи». Безусловно, для региона и в целом страны иностранные инвесторы, размещающие свои производства на нашей территории, отчисляющие налоги в федеральный бюджет, это положительный фактор, развивающий экономику. Вот только отечественные разработки и предприятия остаются, по сути, «за бортом». Из 30 компаний, размещенных в трех индустриальных парках, только 6 собственно российские и 2 – совместное производство с иностранными производителями.
Единственный представитель отечественной компании в индустриальном туре – завод по производству дорожной и коммунальной техники «Меркатор». Комбинированные дорожные машины для уборки автомобильных дорог и техника для жилищно-коммунального хозяйства «Меркатор» работают в 73 регионах страны, выпуская ежегодно более 600 единиц техники. Совместные российские и иностранные инвестиции в предприятие составили около 500 млн рублей.
Помимо автомобильного кластера, в индустриальных зонах Калуги успешно развиваются зарубежные компании фармацевтической отрасли. Один из представителей фармы – высокотехнологичный завод по производству современных инсулинов «Ново Нордиск». Приоритетная задача компании «Ново Нордиск» в России – повышение доступности инновационных препаратов для лечения такого социально значимого заболевания, как сахарный диабет. «Мы становимся частью экономики огромной страны, и чувствуем еще большую ответственность перед миллионами людей, ради которых мы работаем в России», – отмечал президент компании «Ново Нордиск» Ларс Ребиен Соренсен. «Ново Нордиск» первый и пока единственный в России завод по производству полного портфеля современных инсулинов, построенный с «нулевого цикла».
Благоприятный инвестиционный климат не единственное, чем может похвастаться регион. С ростом промышленности, развитием инфраструктуры, появлением новых промышленных зон, ОЭЗ, технопарков, увеличением числа рабочих мест в области возникла потребность в кадрах и специальностях, которым раньше не обучали.
Так, только в Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского за последние пять лет открыто 20 новых специальностей.
«В области действуют 13 вузов, в которых обучается более 20 тысяч человек. В них постоянно открываются новые востребованные специальности, например, медицинская физика, техносферная безопасность, биомедицинская инженерия, мехатроника и робототехника», – рассказал Журналу Стратегия губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.
По подсчетам экспертов, к 2021 году Калужскому региону потребуется более 62,5 тысячи новых специалистов, из них на вновь создаваемые места – 12,5 тысяч человек и около 50 тысяч– на место убывающих. Пока образовательная система региона с запросами справляется – в области серьезная образовательная база, что и было продемонстрировано участникам тура в ходе посещения Калужского государственного университета. Но затрудняет процесс подготовки специалистов для развивающихся производств – отток кадров в столицу. Это проблему обозначили и городской голова Калуги Константин Горобцов, и научные сотрудники КГУ им. Циолковского.
В целом, участники индустриального тура отметили высокую значимость проведения подобных мероприятий. «Для меня это был первый визит в Калугу в качестве торгового советника Посольства Австрии в России, и, конечно, этот визит мне был очень интересен для изучения возможностей и условий развития для австрийских инвесторов. Особенно хочу отметить динамически развивающуюся администрацию города, а также множество возможностей для потенциальных инвесторов, например, в области автомобильной промышленности, – рассказал торговый советник Посольства Австрии Рудольф Лукавски. – Калуга уже является интересным партнером для австрийских инвесторов. Такие австрийские фирмы, как Mako, Quehenberger, Magna имеют свои представительства в городе и успешно развиваются. Дальнейшие возможные проекты совместно с австрийскими инвесторами находятся в стадии обсуждения. Компания Kronospan планирует строительство завода по изготовлению деревянных панелей, ДСП».
По мнению экспертов, индустриальные туры – это лучший способ продемонстрировать потенциал региона, повысить инвестиционный интерес, пригласить ориентированных вкладчиков, развивающих свой бизнес в нужных для региона отраслях. «Мы надеемся, что наглядная демонстрация работы индустриальных парков и их возможностей для бизнеса поможет привлечь новые компании, которые будут решать свои задачи и содействовать нашему движению вперед», – заключил городской голова Константин Горобцов.
мероприятий