журнал стратегия

#журнал стратегия

Изменить подход

A9RF8D2

К 2030 году жителей Земли станет на один миллиард больше, количество человек старше 60 лет увеличится на 500 миллионов и достигнет 1,5 миллиарда. Население планеты стареет, а значит, растет число пациентов с хроническими заболеваниями. Бюджеты государств на здравоохранение уже сегодня испытывают давление, и в будущем эксперты ожидают серьезный дефицит средств на медицину. О тенденциях эффективного ценообразования на лекарственные препараты Журналу Стратегия рассказал президент Группы компаний «Новартис» в России Вадим Власов.

В экспертном сообществе утверждают, что финансирование здравоохранения нуждается в оптимизации. Как Вы оцениваете ситуацию с позиции крупнейшей международной фармацевтической компании в России?

В России существует целый ряд механизмов обеспечения населения лекарственными средствами на амбулаторном и стационарном этапах. Основной источник финансирования больниц — это система обязательного медицинского страхования.

В последние годы активно развивается высокотехнологичная медицинская помощь для пациентов, требующих сложных дорогостоящих методов лечения. На амбулаторном этапе основными механизмами финансирования являются программа «Семь нозологий», федеральное и региональное льготное обеспечение для отдельных категорий граждан — преимущественно для людей с инвалидностью и ветеранов войн.

Кроме того, действуют различные региональные целевые программы, направленные на обеспечение терапией пациентов. Каналов финансирования сегодня много, и перед государством стоит важная задача — использование средств в рамках этих механизмов с наибольшим медико- экономическим результатом.

Этот вопрос становится все более актуальным с учетом ограниченности бюджета на здравоохранение и вызовами, которые несет стареющее население нашей страны.

Как Вы считаете, что должно лечь в основу ценообразования для достижения наибольшей эффективности системы здравоохранения?

Основой для формирования справедливой цены должен быть результат, который приносит та или иная терапия.

Исследования показывают, что инновационные лекарственные препараты могут снизить бремя нагрузки на систему здравоохранения. Высокое качество этих препаратов в долгосрочной перспективе предотвратит развитие состояний, требующих затратного лечения.

К примеру, в нашем портфеле кардио- и онкопрепаратов есть лекарства, которые значительно уменьшают число повторных госпитализаций, а также исключают развитие острых состояний. Впоследствии это снижает потребность в дорогостоящих процедурах и сокращает расходы на стационарную помощь.

Необходимо ввести понятие ценности препарата или терапии в структуре оказания медицинской помощи.

И тут основными являются четыре принципиальных аспекта ценности: медицинская, ценность для пациентов, системы здравоохранения и общества.

Медицинская ценность заключается в первую очередь в снижении смертности либо, когда мы ведем речь об онкологических заболеваниях, продолжительности ремиссии.

Ценность для пациента — это сохранение и улучшение качества жизни. Во-первых, необходимо справиться с заболеванием, вместе с тем важно минимизировать побочные эффекты, периоды обострений заболеваний и длительность курсов терапии.

Ценность для системы здравоохранения будет видна в оптимизации затрат. Мы должны смотреть на вопрос чуть шире, принимать во внимание различные аспекты — консультации специалистов, процедуры, госпитализацию, продолжительность первичного лечения и повторных обращений — все, что формирует стоимость лечения одного пациента для государства.

Ценность для общества — в быстром восстановлении трудоспособности пациентов. Для нас, как для представителей фармацевтической индустрии, важна разработка инновационных препаратов с реальной ценностью для пациента и системы здравоохранения. Мы считаем, что в дальнейшем оплата фармацевтическим компаниям должна производиться не за количество препаратов, а за конкретные результаты лечения.

В последние годы «Новартис» работает над разными моделями контрактных отношений и ценообразования, которые были бы эффективны для пациента и системы здравоохранения. На некоторых рынках уже реализованы пилотные соглашения в онкологии и сердечной недостаточности, в рамках которых оплата осуществляется по результатам лечения.

Какие принципы и дополнительные механизмы могут лечь в основу эффективного взаимодействия между государством и производителем? 

Фармацевтические компании сегодня стремятся найти новые подходы к лечению социально значимых заболеваний, инновационные терапии позволяют кардинально менять результат лечения и качество жизни пациента. Важно, что таких препаратов становится все больше.

Мы инвестируем значительные средства в развитие и разработку инноваций. Для примера, в 2015 году«Новартис» вложила 8,9 млрд долларов в поиск новых решений, ведущих к улучшению качества и продолжительности жизни пациентов. Для того чтобы вывести на рынок один инновационный препарат, компании требуется разработать и клинически исследовать более 1 000 молекул. Этим объясняется достаточно высокая стоимость инноваций.

Перед государством стоит сложный выбор: как ограниченные средства распределить между терапевтическими областями, инновациями и стандартной терапией для того, чтобы удовлетворить растущие потребности населения и повысить эффективность медицинской помощи.

Закупка лекарственных средств — это существенная, однако не единственная и далеко не самая большая статья бюджета на здравоохранение. Помимо непосредственного обеспечения терапией, государство финансирует саму систему: от оплаты труда врачей, маршрутизации пациента до содержания и ремонта лечебных учреждений и закупки оборудования.

Актуальными становятся комплексные инициативы, направленные на совершенствование системы специализированной медицинской помощи и выходящие за рамки простой продажи таблетки.

«Новартис» предлагает решения, которые смогут оказать содействие развитию системы здравоохранения и оптимизировать расходы государства на лечение нозологий, например, в области сердечно-сосудистых заболеваний.

Мы предполагаем, что такой подход позволит высвободить средства бюджета и направить их на закупку инновационных препаратов, не меняя объемы финансирования системы здравоохранения, при этом значительно повышая ее эффективность.

В России мы активно ведем диалог с представителями министерств, ведомств, а также региональных администраций о возможности внедрения в практику здравоохранения инновационных подходов заключения контрактов на поставку лекарственных препаратов, где основным критерием оплаты были бы показатели эффективности терапии.

Кроме того, обсуждаются возможности реализации комплексных партнерских программ, направленных на улучшение организации оказания медицинской помощи в определенных нозологиях. Я надеюсь, что уже в ближайшем будущем мы сможем реализовать пилотные проекты в ряде регионов.

 

анонсы
мероприятий
государство

Прорыв санкционной блокады, поддержка семей, рекордный урожай. Главные тезисы отчета Михаила Мишустина в Госдуме

 

#, , , , ,
государство

Путин поручил кабмину к 2030 году довести МРОТ до 35 тысяч рублей

 

#, ,