Как изменилась благотворительность за 5 лет
С 2020 года скорость изменений и событий во всем мире набирает обороты, и это не могло не затронуть благотворительную и социальную сферы. Пандемия, экономические кризисы, стремительное развитие технологий, международные и политические события — все это меняет социумы и наше поведение. Об этих трансформациях подробнее рассказал Президент Фонда «Моя Страна» Илья Хальфин.
Поддержка помогающих
В пандемию люди, с одной стороны, были очень озабочены своими проблемами, а с другой, увидели, насколько важна сплоченность и совместное преодоление тяжелого периода. В это время было непросто и НКО: у людей было меньше ресурсов на поддержку их работы. К счастью, на помощь НКО пришли государство и предприниматели. Нельзя сказать, что до этого не было никакого содействия, но за последние несколько лет вовлеченность и объемы помощи значительно выросли. К примеру, помощь от государства поступает в виде финансовой поддержки и грантов. Из бюджета за последние 5 лет НКО получили достаточно существенное финансирование. По моему опыту общения с фондами, они не жалуются, что государство про них забыло, наоборот: каждый год выделяемые суммы растут. Частный бизнес поддерживает благотворительность адресно, принимая участие в различных проектах, акциях, марафонах и поддерживая инициативы. И если раньше внимание социальным кампаниям и устойчивому развитию уделяли скорее крупные корпорации, то сейчас в поддержку включаются все больше и МСП, и самозанятые.
Действуя вместе
Также наблюдается тенденция, когда новые технологии внедряются на региональном уровне и затем масштабируются на всю страну. Хороший пример — проект «Регион заботы», который был реализован Общественным народным фронтом совместно с фондом «Вера». Результатом стала разработка программ поддержки уязвимых групп граждан: паллиативной помощи, нормализации жизни людей с нарушениями психических функций, повышение эффективности работы социальной сферы. Не в отдельном, пилотном регионе, а по стране — с учетом особенностей каждого региона. В этом случае государство совместно с общественными и благотворительными организациями разработало и реализовало проект, направленный на развитие нескольких аспектов социальной сферы. Такое тесное взаимодействие помогает рушить бюрократические барьеры, контролировать действия официальных лиц и чиновников, защищать права тех, кому сложно заботиться о себе самостоятельно.
Бизнес помогает благотворительности
За период пандемии мы могли наблюдать, как частное предпринимательство объединяется с благотворительными организациями для того, чтобы помогать незащищенным слоям населения. Хороший кейс — деятельность «Ночлежки». Организация смогла договориться с несколькими ресторанами о поставке еды и горячих напитков. На уровне государства какой-то специальной поддержки для тех, кто оказался на улице, продумано не было. А в это время закрылись точки общепита, и люди не могли даже забирать остатки и просроченные продукты, не говоря о том, чтобы питаться горячей качественной едой. И в это сложное время благодаря поддержке рестораторов «Ночной автобус» от «Ночлежки» каждый будний день курсировал по городу, чтобы бесплатно накормить бездомных.
Еще один пример — проект «Добрый парик», он помогает детям, подросткам и молодым людям, которые столкнулись с выпадением волос после химиотерапии или тяжелых заболеваний. С помощью фонда «Моя страна» и компании Locolocon, которая поставляет волосы и производит парики, организовали сбор натуральных волос, а высокопрофессиональные постижеры изготавливают парики индивидуально, по меркам. «Добрый парик» дарит в месяц 25 париков, при этом рыночная стоимость каждого начинается от 40 тыс. руб. и может достигать 150-200 тыс. руб. Коммерческая компания по своей инициативе начала этот социальный проект и обеспечила уже 150 детей удобными и красивыми париками. С привлечением новых партнеров, например, салонов красоты, служб доставок, «Добрый парик» сможет подарить в разы больше париков: люди активно жертвуют волосы на это благое дело и готовы участвовать, но обработка волос, изготовление такой прически, пересылка адресату — все это большие затраты, которые сейчас покрывают только «Моя страна» и Locolocon.
В целом, благотворительным организациям оказывают достаточную поддержку. Если смотреть в процентном соотношении, то распределение пожертвований выглядит так: 37% — региональные органы власти, 37% — Фонд президентских грантов, 38% — частные пожертвования и 24% — коммерческие организации.
Если же говорить о направленности оказания помощи, то период пандемии и кризиса показал, кому готовы помогать в первую очередь. Так, в прошлом году около 54% пожертвований было направлено на поддержку уязвимых слоев населения. При этом такие сферы, как оказание помощи животным и окружающей среде, ушли на второй план и получили меньше помощи.
Развитие технологий
Огромное воздействие на благотворительный сектор оказала цифровизация. И это коснулось всех сфер — начиная от способов пожертвований, заканчивая глобальной трансформацией деятельности НКО. Во-первых, как и в большинстве других организаций, в период пандемии персонал ушел в режим работы онлайн. Причем такой формат мог бы сказаться не самым лучшим образом, так как желание доноров оказывать помощь во многом зависит от личной коммуникации. Но несмотря на это, мы можем наблюдать обратный эффект. За последнее время было организовано и проведено огромное количество онлайн-мероприятий, а также разработано множество обучающих программ. Практика показала, что онлайн-формат может быть даже более удобен, чем оффлайн-мероприятия: у него больше охваты, он доступнее и вовлекает разные регионы.
Второй фактор — это онлайн-пожертвования, которые благодаря развитию технологий за последние 5 лет сильно шагнули вперед. Более 50% всех пожертвований сейчас проходят через интернет. В частности, это не только прямые переводы, но и использование инноваций в виде округления сумм затрат или перевода кэшбека и других бонусов в пользу благотворительных фондов. Таким образом в фонды может поступать до 28 000 рублей с одного чека.
Какие тренды нас ждут
Если говорить о будущем и перспективах развития, закономерно предположить, что развитие технологий будет набирать все большие обороты, ведь уже сегодня крупные бренды и маркетплейсы встраивают в свои сайты инструменты для онлайн-пожертвований.
Другое направление, которое должно в будущем получить развитие, — это создание проектов, направленных на глобализацию процессов в сфере благотворительности. Имеется в виду, что разные страны должны объединиться для решения социальных проблем. Хочется верить, что этот тренд, несмотря на политические конфликты, будет развиваться и набирать обороты, преодолевая все барьеры и границы.
Фото: Pexels; из личного архива эксперта
мероприятий