Как снижать аварийность на дорогах? Юлия Штрек, CFO группы компаний «Автобан» о современных решениях на рынке
Инновационные технологии помогают снизить количество дорожно-транспортных происшествий. Для этого при строительстве магистралей используются современное покрытие, специальная разметка и устанавливаются интеллектуальные транспортные системы. Юлия Штрек, CFO группы компаний «Автобан» рассказала, как в России развивается дорожно-строительная отрасль, и какие IT-решения уже внедрены.
Нулевая смертность на дорогах — вот цель, к чему стремятся во всем мире. Существует такая международная программа — Vision Zero, задача которой — повышение безопасности движения и снижение аварийности. В основе концепции — рациональное и правильное проектирование дорог и улиц, которое обеспечивает хорошую видимость и успокоение трафика. Чтобы уменьшить количество инцидентов, при создании и реконструкции дорожной инфраструктуры важно использовать все доступные на дорожно-строительном рынке решения.
За последние годы число ДТП в России снизилось, однако смертность на дорогах все еще высока. Почему происходят аварии? Среди основных причин — человеческий фактор, а также ненадлежащее качество дорог. Из-за нарушения ПДД случается до 85% всех происшествий. Водители пренебрегают правилами обгона, проезда переходов, выезжают на встречную полосу, не соблюдают дистанцию. Это может происходить как по невнимательности за рулем, так и по причине езды в нетрезвом состоянии.
Здесь вырисовывается основная задача — проектирование надежной инфраструктуры, которая снизит степень влияния человека на ситуацию и поможет водителю справиться с любым аварийным случаем. Что касается качества дорог, то тут необходимо приведение в нормативное состояние трасс, разделение встречных потоков машин, создание безопасных пешеходных переходов, обеспечение ночью видимости пешеходов. Именно на это в том числе направлена российская федеральная программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Для снижения смертности на дорогах кампания ставит цель реконструкции не менее чем половины региональных магистралей. Все это базовые моменты, а как обстоят дела с инновациями?
Сегодня мы можем не просто улучшить состояние дорог, но и сделать их умными помощниками человека. Речь идет об интеллектуальных транспортных системах, которые постепенно появляются в Европе, Японии, США и России. Интеллектуальные транспортные системы, или умные дороги, — это целый комплекс взаимосвязанных элементов, который включает видеокамеры, знаки переменной информации, детекторы, устройства для связи дороги и авто, динамические табло, метеостанции, системы для автоматической оплаты проезда free-flow, станции управления. Цифровая инфраструктура, взаимодействуя с транспортными средствами, значительно повышает безопасность всех участников дорожного движения: может оповещать водителей о ситуации на дороге, появлении пешехода или препятствия, опасном сближении с другими авто, может менять разметку, оптимизировать маршрут, прогнозировать вероятность аварийной ситуации, предотвращать образование пробок, сообщать о надвигающейся непогоде и многое другое.
Умные дороги строят по новым стандартам с применением информационного моделирования, или BIM-технологий. При таком подходе для каждой дороги создается цифровой двойник — модель, которая учитывает все нюансы проектирования, строительства и последующей эксплуатации дороги и включает все элементы инфраструктуры. Цифровой двойник оптимизирует рентабельность проектов, временные затраты и позволяет найти рациональное решение для обеспечения безопасности движения и снижения аварийности.
Пример умной инфраструктуры в России — недавно построенная Центральная кольцевая дорога, ЦКАД. Это важный участок магистрали Европа – Западный Китай. Здесь использованы все современные достижения, повышающие безопасность движения: от различных детекторов и видеокамер до системы free-flow. Такая начинка закладывает основу для беспилотного движения будущего. В том, что беспилотники в конечном итоге снизят аварийность, сомневаться не приходится: автоматическое управление исключает вероятность ошибки, которую может допустить за рулем человек.
В городах также появляются интеллектуальные транспортные системы. Например, в Москве элементы дорожной инфраструктуры — светофоры, информационные табло, камеры, датчики — объединили в систему, которая дает возможность влиять на ситуацию. Допустим, умные светофоры, связанные с компьютером, повышают пропускную способность транспорта более чем на 20%, борются с заторами и помогают избежать аварий. Нужно отметить, что результаты внедрения умной системы в столице впечатляют: за десятилетие существования смертность на столичных дорогах уменьшалась практические двое. Инновации планируется постепенно внедрять на территории всей России.
Чтобы сделать все процессы в дорожно-строительной области максимально эффективными, компания «Автобан» совместно с крупнейшими игроками отрасли планируют создать профессиональную IT-платформу. Сервис поможет объединить всех участников отрасли и даст им возможность действовать в едином цифровом поле.
Еще одна возможность бороться с авариями — строительство тоннелей и подземных автомагистралей. Тоннели и подземные магистрали уменьшат пробки и будут способствовать повышению безопасности движения. Но здесь не все так просто: сооружение дорог под землей требует значительных денежных вложений, к тому же их весьма сложно строить. Так что это дело будущего.
Теперь поговорим о дорожном покрытии. Сегодня существует множество интересных и перспективных решений, позволяющих снизить количество ДТП. Очень популярен суперпейв — метод, при котором дорожное покрытие выбирается в зависимости от климатических условий и интенсивности движения. Компания «Автобан» разработала специальное покрытие из дренирующего асфальтобетона, которое помогает отводить воду с дороги во время дождя, что исключает образование водяного тумана, улучшает видимость, снижает уровень шума. Для быстрой и бесшовной укладки асфальтобетона используются комплексы из асфальтоукладчиков, оснащенных системами обеспечения ровности, катков с GPS, системами автоматического контроля температуры и плотности и перегружателей.
Безопасность можно повысить, отрегулировав температурный режим дороги. Особенно это важно зимой, когда образуется гололед. Ну и в теплое время года, после дождя. Для решения этих задач можно использовать тепловой коллектор, который на протяжении дня накапливает энергию при помощи жидкого теплоносителя под покрытием дороги. Также можно применять солнечные батареи, уложив их на полотно. Энергия идет на обогрев трассы, освещение и работу инфраструктуры, например, информационных табло.
Солнечный свет можно использовать и для разметки дороги, нанеся ее на покрытие люминесцентными красками. Такая разметка поглощает свет днем и отдает его ночью. Также в полотно монтируют светодиодные элементы. Кроме того, существует умная разметка с применением лакокрасочных материалов, которая ведет себя по-разному в зависимости от температурного режима: проявляется и исчезает, корректируя полосы наката. Чтобы помочь авто, в том числе беспилотным, в условиях плохой видимости не выходить за края полосы, в разметку могут быть включены магнитные элементы. И вот еще один оригинальный проект, который призван заботиться о безопасности водителей, напоминая им о необходимости быть особенно внимательными: когда температура опускается ниже нуля на дороге проявляются снежинки, нанесенные лакокрасочными материалами.
Итак, как видим, обеспечение безопасности дорожного движения требует комплексного подхода и внимания со стороны государства и всех игроков дорожно-строительной области, а также ответственного отношения самих водителей. Это и правильное проектирование дорог и улиц, и реконструкция аварийных участков, и цифровизация отрасли, и законодательное регулирование. Сегодня совершенно очевидно, что нужно приложить все усилия, чтобы сделать наши дороги лучше и безопаснее. И у нас для этого есть все необходимые инструменты.
Фото: Pixabay
мероприятий