журнал стратегия

#журнал стратегия

Москвичей стало больше на два миллиона. Каковы последствия роста плотности населения столицы?

За последние 30 лет население Москвы увеличилось на 2 миллиона человек. Два миллиона — это фактически еще один мегаполис размером с Париж. Такой рост потребовал строительства новых дорог, новых микрорайонов, новых станций метро. Средняя этажность домов в Москве выросла более чем в два раза. Сегодня 40% новостроек — это дома выше 30 этажей. В стратегии развития города предусмотрен рост еще на 7 миллионов. В 2030 году по планам властей в Москве будет жить 20 миллионов человек. Руководитель московского отделения партии «Новые люди» Анна Дробот рассуждает о росте плотности населения Москвы. Каковы его последствия и в чем опасность?

Чем опасно уплотнение?

Страдает экология. Городская природа не выдерживает такого количества людей. Чтобы строить новые дома и дороги вырубают деревья. Ежегодно Москва теряет в два раза больше деревьев, чем успевают высадить в рамках «компенсационного озеленения». Вместе с числом людей растет число машин. 90% вредных веществ в воздухе – это выхлопные газы и вредная пыль из частичек покрышек и асфальта. Моторные масла и бензин попадают в почву и во время дождя сливаются в московские реки.

Не хватает инфраструктуры. В Москве в рамках «оптимизации» планомерно сокращают количество больниц, женских консультаций, травмопунктов и поликлиник. Те, что остались ремонтируют и модернизируют. Но население растет и стареет, а это значит, что мест для всех не хватает. Люди вынуждены ехать на другой конец Москвы, чтобы получить квалифицированную медпомощь. Похожая ситуация со школами и детскими садами. Новые ЖК не обеспечивают инфраструктурой, поскольку застройщику это невыгодно. Власть иногда идет на встречу и закрывает глаза на то, что обещанная школа так и не построена, а тысячи людей уже въехали в новые квартиры.

Нарастает транспортный коллапс. Из-а того, что рядом нет школы, детского сада и поликлиники, люди вынуждены ездить в соседние районы. От этого образуются пробки.

В советские времена, когда проектировали город, заложили норму 150 машин на 1000 человек. Сегодня в Москве уже 500 автомобилей на 1000 жителей, и этот показатель растет.  Новые районы с высокой этажностью строят без учета парковочных мест. Так дешевле, а значит выгоднее для застройщика. В итоге все дворы и любые свободные пространства вокруг дома превратились в парковки. В таких районах невозможно комфортно жить.

Формируются гетто на окраинах. Так называемые «человейники» – переуплотненные многоэтажные дома, близко расположенные друг к другу, привлекают низкими ценами на аренду. Там селятся люди, которые не могут себе позволить более дорогое и комфортное жилье. Часто в одной квартире проживает по 10 и более человек. Развивается индустрия хостелов в жилых домах. Плотность населения подскакивает на порядок и все перечисленные проблемы обостряются.

Растет преступность. Соседи в переуплотненных районах не знают друг друга. Невозможно знать всех жителей 40-этажного дома на 10 подъездов, где половина квартир сдается в аренду. Если ты не знаешь соседей в лицо, то не сможешь адекватно отреагировать на опасность. В таких условиях «закладчики» наркотиков, мошенники и квартирные воры чувствуют себя как рыба в воде.

Возрастает риск при пожарах. Стандартная пожарная лестница рассчитана на спасение с 18 этажа. В 30-этажных домах вся надежда на пожарные выходы и наружные лестницы, которые предусмотрены по проекту в каждом высотном доме. Но это по проекту, а как на самом деле?

На самом деле последствий уплотнения много, и они носят комплексный характер. Какие-то из них неочевидны. Например, как влияет уплотнение на уровень стресса, на локальную экономику районов, на стабильность сотовой связи?

Для того чтобы разобраться в этих последствиях нужно время и специальные исследования. Мы перечислили только то, что на поверхности.

 

О чем говорит такой рост населения Москвы?

На первый взгляд об экономическом процветании. Город растет, люди становятся богаче, рожают детей, покупают больше жилья. Но это только на первый взгляд. Реальная картина сложнее и печальнее.

Рост строительства обеспечивается за счет раздутого ценового пузыря. В Москве самый большой разрыв между себестоимостью строительства и ценой, по которой продается квартира. В среднем по России маржа застройщиков  составляет 8%. В Москве девелоперы зарабатывают более 50%.

Квартиры по таким ценам мало кто может себе позволить. Поэтому складывается классическая ситуация: когда есть люди без квартир и квартиры без людей. Судите сами 25% квартир в новостройках не находят своих покупателей и «висят» на рынке по 5–7  лет.

Еще 25% квартир покупают «под инвестиции» и это жилье стоит пустым с черновой отделкой или сдается в аренду приезжим. Складывается парадоксальная ситуация: треть квартир в Москве пустуют, а застройщики при этом строят все новые и новые квадратные метры в погоне за прибылью.

С рождением детей тоже не все так хорошо. За прошедший год население Москвы выросло на 89 тысяч человек. При этом естественный прирост составил всего 178 человек. Остальное – миграция.

Благосостояние москвичей — еще один распространенный миф. За последние 9 лет реальные доходы жителей столицы росли только 4 года, остальные 5 лет — снижались. Так что объяснить бурный рост населения ростом благосостояния тоже не получится.

Возможем ли рост без уплотнения?

Если мы посмотрим на самые развитые и богатые города мира, то мы увидим, что развитие без разрастания и уплотнения вполне возможно.

Ни население, ни площадь Нью-Йорка, Берлина или Парижа за последние 20 лет существенно не изменилась. Однако уровень благосостояния и комфорта вырос. В Париже, например, с набережных реки Сены убрали автомагистрали, в Берлине возвращают троллейбусы, которые по ошибке отменили в 70-е, а в Нью-Йорке сносят хайвеи и делают на их месте бульвары, парки и пешеходные зоны. Города развиваются, становятся лучше, но при этом не уплотняются и не прирастают территориями размером с маленькую европейскую страну.

 

Куда мы идем?

А Москва тем временем продолжает разрастаться в ширину в высоту и в глубину.

Давайте посмотрим на что похожа такая модель развития.  В списке самых быстрорастущих городов мира мы видим мегаполисы Китая, Индии, Бангладеш и Пакистана. В этих странах продолжается урбанизация и растет население. Мы прошли этот этап в 50–60-е годы, сейчас у нас другие причины уплотнения. 

На самом деле, Москва сейчас повторяет путь столиц стран третьего мира и по модели развития ближе к Каиру и Мехико, чем к Парижу и Берлину. В развивающихся странах все богатства стягиваются в центр, туда же на заработки стягиваются люди со всей страны и даже из соседних стран. Постепенно город превращается в конгломерат элитных районов и трущоб непригодных для проживания. Чтобы Москва не пошла по этому пути, необходимо уже сейчас принимать решения, рассчитанные на будущее. Нужно думать на 20–30 лет вперед, а не жить одним днем.

Фото: Unsplash; Pexels

анонсы
мероприятий
государство

Форум ДПО в Вышке: «оперативно давать ответы на возникающие вызовы»

 

#, , , ,
государство

Госдума одобрила закон, запрещающий пропаганду чайлдфри

 

#, ,