Календарь прививок: стратегическое развитие и региональный потенциал
Авторы: Л.С. Намазова-Баранова, А.В. Плакида, Н.А. Лось, Т.В. Михалева
Вводная часть
Сегодня система иммунопрофилактики стоит на пути стратегического развития. В 2020 году на федеральном уровне определены ключевые направления развития календаря прививок путем совершенствования тактик вакцинации и включения в его перечень новых вакциноуправляемых инфекций. В этой связи важно отметить роль регионов России в развитии национальной программы иммунизации — многие субъекты РФ уже сейчас осуществляют вакцинацию против инфекций, которые на текущий момент только планируются к включению в НКПП.
«Дорожная карта» развития НКПП
В марте 2021 года Правительством РФ утвержден План мероприятий по реализации Стратегии развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года (далее — План реализации Стратегии 2035). В Плане реализации Стратегии 2035 отражена «дорожная карта» совершенствования НКПП. Согласно разработанной «дорожной карте» этапы развития национальной программы иммунизации, следующие:
- 2021 г. — вакцинация всех детей раннего возраста комбинированной вакциной, содержащей инактивированный полиомиелитный компонент;
- 2022 г. — вакцинация против ротавирусной инфекции;
- 2023 г. — вакцинация против ветряной оспы;
- 2024 г. — вакцинация против ВПЧ;
- 2025 г. — вакцинация против менингококковой инфекции с использованием четырехвалентной вакцины (против серогрупп A, C, W, Y).
В свою очередь, в рамках Стратегии развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года (далее — Стратегия 2035) также обозначены следующие позиции по развитию НКПП:
— вакцинация против коронавирусной инфекции;
— преимущественное использование комбинированных вакцин;
— замещение трехвалентных вакцин для профилактики гриппа четырехвалентными;
— ревакцинации против коклюша детей в возрасте 6—7 лет, 14 лет и лиц старше 18 лет.
Реализация части указанных мероприятий начата уже сейчас. Так, Правительством РФ подготовлен законопроект о включении в НКПП вакцинации против коронавирусной инфекции.
Минздравом России в апреле 2021 года разработан и представлен на общественное обсуждение проект НПА по развитию НКПП и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, согласно которому:
— в рамках НКПП планируется вакцинация всех детей раннего возраста (вакцинация в 3—4,5—6 мес. и первая ревакцинация в 18 мес.) комбинированной вакциной, содержащей инактивированный полиомиелитный компонент. Предполагаемая к использованию комбинированная вакцина обеспечивает защиту от пяти инфекций: гемофильной инфекции типа b, полиомиелита, коклюша, дифтерии и столбняка;
— в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям откорректированы (уточнены) контингенты, подлежащие вакцинации против менингококковой инфекции, ветряной оспы, пневмококковой инфекции, полиомиелита, ротавирусной инфекции; включена вакцинация против лихорадки Эбола, а также вакцинация против коклюша.
В числе авторов статьи — председатель исполнительного комитета Союза педиатров России Лейла Намазова-Баранова и исполнительный директор платформы «Эффективное здравоохранение» РАНХиГС Александр Плакида
Планирование НКПП: условия эффективного развития
Согласно Плану реализации Стратегии 2035, развитие НКПП в установленные в рамках «дорожной карты» сроки будет осуществлено при условии необходимого финансового и производственного обеспечения. При этом производство вакцин должно быть обеспечено на территории РФ с учетом возможности поэтапной организации российскими производителями производства вакцин до полного цикла.
Таким образом, в случае отсутствия достаточного объема финансирования и производственного обеспечения фактические сроки включения в НКПП вакцинации против ротавирусной инфекции, ветряной оспы, ВПЧ, менингококковой инфекции могут быть изменены.
Однако, важно отметить, что ключевыми факторами для принятия решений о включении в перечень НКПП новой инфекции должны выступать не только возможность финансового и производственного обеспечения, но и эпидемиологическая ситуация, а также социальная и экономическая значимость инфекционного заболевания.
Каждая из указанных инфекций оказывает значительное негативное влияние на состояние здоровья населения России, а также характеризуется высоким уровнем экономического ущерба для страны в целом. Стоимость лечения данных инфекций значительно превышает стоимость обеспечения вакцинации против них.
В связи с этим важно сформировать комплексный подход к обоснованию включения в перечень НКПП новых инфекций, а также на постоянной основе осуществлять мониторинг эпидемиологической ситуации по указанным инфекциям с целью обеспечения возможности оперативного реагирования на существующие эпидемиологические вызовы.
Экспертами разработан комплекс рекомендаций, направленных на повышение эффективности планирования развития национального календаря прививок. Среди них:
1. Закрепление на уровне законодательства единого регламентированного порядка внесения изменений в календарь прививок, учитывающего единый подход к обоснованию внесения соответствующих изменений. Комплексное обоснование должно включать в себя такие позиции как: эпидемиологическая ситуация и социальная значимость инфекции, предполагаемая тактика вакцинации, информация о возможностях производственного обеспечения, финансово-экономическое обоснование, прогноз бюджетов на реализацию планируемого к включению мероприятия иммунопрофилактики. Важно отметить, что подготовка соответствующего обоснования должна осуществляться в условиях открытого межведомственного и междисциплинарного взаимодействия федеральных и региональных органов власти, экспертного и медицинского сообщества, а также производителей вакцин.
2. Законодательное закрепление порядка подготовки Правительством РФ ежегодного доклада Государственной Думе о фактической реализации иммунопрофилактики на территории РФ, а также о планах развития НКПП и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям на трехлетнюю перспективу.
3. Установление прозрачных требований по использованию для нужд НКПП и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям вакцин, производство которых находится в процессе локализации на территории РФ. При этом предусмотрев возможность закупок таких вакцин с учетом установления обязательств производителей по углублению локализации.
4. Предусмотреть возможность изменения сроков включения в НКПП новых инфекций, установленных в рамках Плана реализации Стратегии 2035, исходя из возможностей производственного обеспечения. В случае, если производственные возможности позволяют обеспечить необходимый объем вакцин уже сейчас (как отечественных вакцин, так и вакцин, находящихся на одной из стадий локализации), необходимо предусмотреть возможность включить инфекцию в перечень НКПП раньше запланированного срока.
Также одним из инструментов эффективного планирования развития НКПП может стать заключение долгосрочных контрактов на поставку вакцин на условиях взаимных обязательств между государством и производителем. Данная мера позволит исключить риски отсутствия необходимых вакцин на местах, обеспечит своевременность вакцинации населения, а также станет стратегическим инструментом развития производственного потенциала РФ.
Региональная практика вакцинации: перспективы и возможности
В настоящее время, помимо календаря профилактических прививок, утвержденного на федеральном уровне Приказом Минздрава РФ от 21.03.2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», в ряде субъектов РФ активно реализуются региональные программы иммунизации, а также утверждены или находятся на стадии разработки/утверждения региональные календари профилактических прививок, которые уже сегодня могут включать в себя мероприятия иммунопрофилактики, только планируемые к включению в НКПП и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В качестве примера возможно привести следующие региональные практики.
При этом важно отметить, что вакцинация против указанных нозологий в рамках региональных календарей может носить рекомендательный характер и не являться гарантией ее финансирования за счет регионального бюджета.
В этой связи особую актуальность приобретает необходимость разработки региональных программ иммунизации с фиксацией источников финансирования каждого мероприятия иммунопрофилактики, предполагаемого к включению в региональную программу.
Также следует сказать, что ряд регионов РФ в рамках региональных бюджетов отдельным мероприятием указывает профилактику инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику. Одними из таких регионов являются: Московская область, Ростовская область, г. Санкт-Петербург, ХМАО. Общий объем финансирования данного мероприятия в рамках указанных региональных бюджетов представлен далее. При этом в открытых документах, утверждающих региональные бюджеты, отсутствует раскрытие объемов финансирования на вакцинацию против каждого инфекционного заболевания, включенного в региональную практику иммунизации населения.
Указанные позиции свидетельствуют о прямой заинтересованности субъектов РФ в осуществлении вакцинации против инфекций, включенных и планируемых к включению в национальный календарь прививок с целью повышения устойчивости населения к инфекционным заболеваниям.
Условия развития регионального потенциала
Региональные календари профилактических прививок и региональные программы иммунизации могут стать основой для развития системы иммунопрофилактики в стране в целом. Однако на текущий момент отсутствует единый системный подход к развитию региональных практик иммунизации.
В этой связи экспертами разработан комплекс предложений, которые направлены на развитие потенциала субъектов РФ в части реализации и развития региональных программ иммунизации. Среди них:
1. Разработка и утверждение на федеральном уровне единого комплексного подхода к формированию и развитию региональных календарей профилактических прививок, а также региональных программ иммунизации.
2. Предусмотреть в рамках региональных календарей профилактических прививок раскрытие информации об источниках финансирования каждого мероприятия иммунопрофилактики, включенного в региональный календарь.
3. Утверждение нормативно-правовым актом федерального уровня перечня возможных источников финансирования мероприятий иммунопрофилактики в рамках региональных календарей профилактических прививок и региональных программ иммунизации, которыми в том числе могут быть: внебюджетные источники финансирования, местные бюджеты, средства государственных учреждений здравоохранения региона от приносящей доход деятельности, ДМС, личные средства граждан, иные источники, не запрещенные законодательством.
4. Установление прозрачных требований к возможности использования зарегистрированных в РФ вакцин, в том числе зарубежных вакцин, а также вакцин, находящихся на одной из стадий локализации, в случае отсутствия отечественного производства полного цикла. При этом, предусмотрев обязательства со стороны производителей, осуществить локализацию соответствующих вакцин на территории РФ.
5. Оценка и разработка комплекса мер по совершенствованию оснащения медицинских организаций современным холодильным оборудованием для хранения и транспортирования вакцин в целях обеспечения безопасных условий иммунизации и оптимальной загруженности «холодовой цепи».
6. Предусмотреть в рамках региональных бюджетов раскрытие информации об объемах расходов на осуществление закупок вакцин против каждой нозологии, включенной/планируемой к включению в региональные календари профилактических прививок и региональные программы иммунизации в рамках трехлетнего бюджетного цикла.
Таким образом, сегодня необходимо найти и обеспечить наиболее эффективную и результативную модель развития системы иммунопрофилактики, в том числе национального календаря профилактических прививок. Важна системная, открытая и прозрачная работа всех участников, обеспечивающих реализацию и развитие программы иммунизации: федеральных и региональных органов власти, экспертного и медицинского сообщества, производителей вакцин. Особое внимание необходимо уделить формированию условий для повышения эффективности реализации и развития региональных календарей прививок и региональных программ иммунизации. Именно качественная реализация и развитие вакцинации на региональном уровне являются базисом для развития национальной программы иммунизации.
Фото: из личных архивов авторов; Unsplash; Pixabay