Минпромторг озвучил новый план развития автопрома
Минпромторг разработал «Стратегию развития автомобильной промышленности РФ на период до 2035 года», одной из ключевых целей станет обеспечение технологического суверенитета и локализации автомобилей не менее чем на 80%.
Согласно документу, на развитие автокомпонентных производств и НИОКР планируют направить 2,7 трлн руб. На поддержку внутреннего спроса и экспорта будет выделено по 500–600 млрд руб. Стратегия подразумевает организацию в стране выпуска дизельных двигателей, автоматических коробок передач, антиблокировочных систем тормозов (АБС) и подушек безопасности.
В свою очередь доля иномарок в стране к 2035 году снизится с 40% до 17%, но продажи машин вырастут более чем в два раза. Согласно базовому прогнозу министерства, продажи авто в РФ в этом году составят 800 тысяч штук, в 2026-м - 1,6-1,7 млн, а в 2035-м - 1,9 млн.
До конца 2026 года главной задачей является создание продукции с уровнем локализации 90% в массовом сегменте, при этом доля продукции национальных производителей должна составить не менее 50%. К 2035 году в сегменте легковушек доля высоколокализованных машин с двигателями внутреннего сгорания должна составлять 50-60%, доля высоколокализованных электромобилей — 20-30%, а оставшаяся часть спроса придется на долю импорта.
Темпы продаж высоколокализованных электрокаров, которые появятся согласно стратегии, будут расти на 65-70% в год, в результате к 2030 году их число достигнет 15% от совокупного объема автомобильного рынка. В целом доля высоколокализованных автомобилей к 2035 году должна составить 81%.
Между тем, эксперты считают, что данная стратегия носит больше декларативный характер. В ней мало конкретных целей и задач.
— К примеру, документ предусматривает разработку и создание трансмиссий и «малых дизельных двигателей». Однако в нем нигде не упоминаются ни хотя бы ориентировочные характеристики и параметры этих узлов, ни сроки создания и, главное, не указаны ответственные за их разработку, — заявил в интервью «Известиям» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин добавляет, что в стратегии слишком мало конкретных, реалистичных пунктов, зато много слов «надо», «нужно», «приоритетом будет». Однако совершенно непонятно, как именно будут осуществляться указанные цели на практике. При этом эксперт в качестве достоинства документа отметил признание и осознание прошлых ошибок.
— Отрадно понимать, что у авторов документа хватило мужества признать фактическое отсутствие в стране отрасли производства компонентов, необходимых технологий, кадров, а также зависимость отечественной промышленности от зарубежных решений, поставщиков и технологий, — подчеркнул Шапарин.
В свою очередь в Минпромторге подчеркнули, что китайский автопроизводитель Haval на своем тульском заводе уже строит производственные планы в соответствии с озвученным проектом стратегии. Согласно инвестпроекту, в ближайшие 6 лет компания планирует достигнуть уровня локализации более 80% по производимым тульской площадкой автомобилям. Производственный комплекс завода включает в себя цех штамповки, сварки, окраски и сборки, а также цех производства компонентов.
В прошлом году предприятие было модернизировано: установлено передовое оборудование, обновлено программное обеспечение для сварки и окраски, а также для проверки и тестирования функций машин. Завод спроектирован с учетом современных инженерных решений в области охраны окружающей среды, энергосбережения и безопасности. Сейчас на заводе выпускается весь модельный ряд Haval, представленный в РФ – каждые три минуты с конвейера сходит новый внедорожник, а при увеличении загрузки новая машина может выпускаться каждые полторы минуты.
Фото: Unsplash