Пандемия усилила конкуренцию между городами за качество жизни
В России насчитывается 1 117 городов, из которых почти половина (546) — наследие индустриального века, в котором они замерли и нуждаются в новом скачке роста и понимании того, как перейти в постиндустриальную историю. Каждый четвертый из этих 546 городов — носитель высокого научно-технологического потенциала, в них производится около 50% всей высокотехнологичной российской продукции и проживают около 12 млн высококвалифицированных специалистов. Как увеличить производство и при этом создать комфортную среду, чтобы удержать жителей? Этот и другие вопросы обсудили участники дискуссии «Новая миссия городов с высоким научным и технологическим потенциалом» в первый день Гайдаровского форума-2022.
В обсуждении приняли участие первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Александр Ломакин, директор департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом» Андрей Полосин, заместитель генерального директора ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Олег Рурин и заместитель генерального директора ДОМ.РФ Артем Федорко. Модерировала сессию директор практик качества жизни Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Татьяна Журавлева.
По мнению первого замминистра строительства и ЖКХ Александра Ломакина, итоги прошлого года говорят о том, что большинство необходимых для развития городов инструментов уже запущено. «Мы запустили КРТ (комплексное развитие территорий), включающее целый набор юридических инструментов для населенных пунктов, в котором участвуют и ДОМ.РФ (по облигациям), и Фонд ЖКХ (запускает программу со средствами ФНБ)», — рассказал он.
По словам Ломакина, набор применяемых инструментов, включая инфраструктурное меню, уже начал давать положительные результаты. Замминистра считает, что городам с высоким научным и технологическим потенциалом «невозможно оставаться в узком профиле» и сформировать при этом комфортные условия во всех аспектах жизнедеятельности. В качестве одного из направлений расширения профиля он предложил развитие туризма.
Крупные и небольшие города начали конкурировать друг с другом из-за пандемии, на фоне которой выросло число удаленных работников и появился запрос на индивидуальное жилье, отметил заместитель гендиректора ДОМ.РФ Артем Федорко. Он считает, что это позволило «выровнять требования мастер-планов», поскольку теперь «даже в маленьком наукограде надо иметь среду такого же качества, как в Москве», и «роль планирования городской среды стала еще более важной».
В основе развития наукоградов лежит человеческий капитал, и при развитии территорий в целом необходимо фокусироваться на людях и среде их обитания — офисных центрах, коворкинговых зонах, общественных пространствах. «На пересечении этих сред лежит основа конкурентоспособности городов», — уверен Федорко, не делая различий в планировании между «обычными» и «высокотехнологичными» городами. И инструмент КРТ вполне подходит для развития наукоградов. «Нужно искать способы, плоскости, чтобы добиваться диверсификации», — заявил он.
С ним не согласился представитель Росатома Андрей Полосин. Опыт госкорпорации показывает, что важно не просто выделить отдельные категории населенных пунктов, а «перейти от общего подхода к пониманию того, что людям должно быть хорошо — и какие сервисы для этого должны быть созданы, обосновать модели, отнести населенные пункты к разным коридорам, составить программы». Он убежден, что есть города, для которых приоритетом является базовое назначение, а не диверсификация бизнеса.
Росатом давно и системно реализует задачу по развитию городов с высоким научным и технологическим потенциалом. «У нас было твердое понимание того, что нельзя все вопросы решить одновременно и быстро, мы стремились изобрести инструменты поддержки территорий, которые бы вписывались в парадигму государства», — объяснил Полосин, перечисляя три ключевых компонента развития наукоградов — повышение качества управления, инфраструктуры и социальных проектов.
Вместо поиска туристического потенциала он предложил развивать программы, направленные на обеспечение «крайне высокого уровня общего образования», постоянную реализацию культурных проектов, улучшение городской среды и внедрение цифровых технологий.
Замгендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин отметил, что за последние два года Фонд содействия реформированию ЖКХ сосредоточился на оцифровке коммунальной инфраструктуры, которая уже завершена на системах водоснабжения, продолжается на водоотведении и запускается в теплоснабжении.
«В этом году мы планируем качественный скачок с точки зрения сквозного понимания всех процессов, состояния всех объектов, подробности модернизации, программ развития, мониторинга их реализации и оценки результатов. Это позволит более эффективно направлять средства туда, где они требуются», — анонсировал Рурин, пообещав, что в 2022 году Фонд ЖКХ примет меры для того, чтобы данные о состоянии коммунальной инфраструктуры стали общедоступными по примеру информации о расселении аварийного жилья и капремонте многоквартирных домов.
Фото: Сергей Карпухин/Будущее России. Национальные проекты/ТАСС
мероприятий