Павел Павловский: «Сначала человек, потом гражданин, и только потом профессионал»
С курсом «Обучение служением», который с 1 сентября станет частью образовательных программы пилотных российских вузов, связано много вопросов. Чтобы прояснить некоторые из них, Марина Вашукова поговорила с проректором Государственного университета управления Павлом Павловским. Павел — сертифицированный специалист по управлению проектами по стандарту IPMA, общественный представитель Агентства стратегических инициатив — приверженец такого социального устройства, когда личное поставлено на службу общественному. Поэтому Павел — один из амбассадоров «Обучения служением» — методики, которая сочетает изучение академических дисциплин с формированием навыков общественно полезной работы, позволяет студентам применять свои профессиональные и развивать надпрофессиональные навыки в работе с социальным заказом.
— «Обучение служением» — практико-ориентированный подход, основанный на проектном обучении. Какова его миссия, в вашем понимании?
— Для нас очевидны значение и важность практико-ориентированного подхода как основы «Обучения служением». Практико-ориентированное образование было внедрено в Государственном университете управления 5 лет назад, был уже первый выпуск. И с 1 курса бакалавриата по последний курс магистратуры студенты просто обязаны работать над проектами. Создана целая экосистема проектного обучения - закрепляются сотрудники, выделяются часы. Работа ведется от посева до - в идеале – инвестиционного обоснования. Если речь (и часто) идет о социальной тематике, то мы стараемся доводить до уровня подачи на гранты или другого подобного формата поддержки, чтобы проекты имели перспективы. Для нас это эффективный способ формирования компетенций специалистов в области управления, наша профильная деятельность. Если говорить о миссии, то здесь к конкретным целям проектной деятельности добавляется не прагматичный контекст. И единого ответа нет. Лично я исхожу из задачи формирования граждански активного общества, где люди считают, что развитие этого самого общества важнее, чем личное. При этом, заметьте, именно через развитие общества происходит развитие личности.
— Может быть, мы говорим о третьей миссии университета, иллюстрацией которой называют «Обучение служением»?
— Не согласен, объясняю почему. На мой взгляд, третья миссия университета может быть реализована и при помощи инструментов, которые дают не только социальный, но и экономический эффект для региона. Открытие лабораторий, приток денег, создание бизнес-структур на базе вузов. То есть должны быть именно социально-экономические последствия. Третья миссия университета подразумевает существенно больший спектр элементов, чем участие в реализации общественно значимых проектов. При этом частью этой миссии «Обучение служением», безусловно, является. Более важно, в моем понимании, говорить про образовательные эффекты такого подхода. Образование – это воспитание плюс обучение. И вот здесь мы видим роль методики «Обучение служением» - в эффектах воспитательной деятельности.
Как сказал один философ: «Сначала человек, потом гражданин, и только потом профессионал». Это тоже миссия вуза. Некоторые вузы выбирают для себя в качестве KPI (критериев оценки своей эффективности) заинтересованность выпускников карьерой за рубежом, и таким образом отрывают их от своей земли. А если в качестве подобных критериев мы для себя определим участие студентов в проектах «Обучения служением», то, наоборот, мы им свою же землю откроем, свяжем с землей. Когда ты вокруг себя что-то создал, кому-то помог, ты чувствуешь, что это твое, твоя территория. Мы ментально прирастаем к земле и людям. Вот так третью миссию можно реализовать. При этом у общественно значимых проектов может быть и даже должен быть побочный эффект в виде прибавочной стоимости, встроенная функция, которая содействует социально-экономическому развитию.
— В чем для ГУУ главное отличие предыдущих образовательных программ и тех, которые будут обновлены в связи с внедрением курса «Обучение служением»?
— У нас не был обязательным этап реализации проекта. Иногда мы останавливались на этапе защиты, на создании паспорта проекта. Теперь же будем добиваться реализации и более активно привлекать партнеров.
— Партнерство с внешней средой, НКО, социально ответственным бизнесом, органами власти - важная особенность и даже условие практики «Обучение служением». Насколько в реальности участие студентов в проектах в рамках этого подхода будет отличаться от волонтерства?
— Проекты бывают самые разные – одни наши студенты делали голосовой помощник для метро, другие – информационную кампанию в поддержку приюта для животных. И у партнеров, которые привлекают студентов, не одинаковые задачи и мотивация. Для кого-то важно получение дополнительных ресурсов и спасение, для кого-то - снижение издержек или, наоборот издержки, но ради социального эффекта. Думаю, что на первом этапе социальные заказчики адаптируются к специфике не сразу. Сначала будет сложно разделять волонтерство и профессиональное участие студентов. Но постепенно многие поймут, что, например, студент 3 курса, на самом деле, часто уже прошел в своем становлении как минимум начальную ступень, у него сформирован профиль узкопрофессиональных компетенций, и его целесообразно использовать именно как работника по назначению. К этому нужно будет привыкнуть. Понимание придет со временем, и нам нужно объяснять партнерам, что они могут ставить студентов-профессионалов на конкретные участки и ожидать ответственного вовлечения.
— Защита социального проекта как выпускной квалификационной работы – для вас это убедительно с академической точки зрения?
— Остается вопрос верификации, учета особенностей разных вузов. Возможно, где-то сначала это не очень хорошо приживется (медицинские, технические, ряд инженерных специальностей, ядерная физика, энергетика, добыча). Профессиональные компетенции не всех студентов всегда укладываются в парадигму проекта. Им, может быть, пригодятся навыки, сформированные в рамках «Обучения служением», но это будет, скорее, частный случай, чем проектный подход на уровне диплома, выпускной квалификационной работы. С другой стороны, мы знаем, что есть программа «Стартап как диплом». И если мы учитываем, что выпускная квалификационная работа должна подтвердить успешное освоение предмета, сформированные знания и навыки, думаю, при детальном осмыслении проекта, при демонстрации механизмов этого осмысления и уникальности своего вклада, когда что-то сделано впервые, по-новому, думаю, мы добиваемся эффектов, адекватных привычным академическим текстам.
— Несколько дней назад Министерством науки и образования в российские вузы были разосланы Методические рекомендации по внедрению курса. Первые в своем роде. Как вы их оцениваете?
— Можно сказать, что по ряду пунктов у меня есть некоторые идеологические расхождения с авторами методики. В процессе анализа возникли вопросы, способные стать предметом для дискуссии. При этом я хотел бы выразить глубокое уважение коллегам, разрабатывавшим данный комплект: Минобрнауки, ВШЭ, Ассоциации волонтерских центров. Это структурный системный документ, достаточно простой, удобный и полностью соответствующий критериям результативности. Рекомендациями предлагается для использования инфраструктура АВЦ - ДОБРО.РФ, сеть Добро.Центров. Мне сложно на данном этапе спрогнозировать итоговую эффективность. Она зависит от очень многих именно локальных факторов. Я бы даже сказал человеческих факторов на местах: как все это будет использоваться на практике, какой будет степень стандартизация, как высоки и жестки будут требования АВЦ, насколько гибкими будут коллеги в регионах, будет ли учитываться позиция образовательных организаций и так далее - пока об этом можно только фантазировать.
Но само предложение – это огромный плюс. Возможность использовать сайт ДОБРО.РФ - это возможность, которая снижает барьер доступа на, если можно так сказать, «рынок социального ориентирования с реальными акторами» и отвечает на вопрос «Где я возьму эти практики и партнёров?». На текущем уровне прогнозирования это предложение лично мной оценивается очень высоко. Итоговая реализация данной инициативы – вопрос к реализации. Но в целом я верю, что методика себя оправдает. Мне кажется, наше общество недооценивают, когда говорят, что «Обучение служением» - что-то совсем новое для нашей страны. Тимуровцы, Макаренко – это все про обучение служением. Когда ты оказываешь бескорыстную помощь и предпринимаешь усилия ради службы людям и обществу. Тем самым воспитываются не потребители, а Граждане.
Фото из личного архива эксперта
мероприятий