журнал стратегия

#журнал стратегия

Павел Павловский: «Сначала человек, потом гражданин, и только потом профессионал»

С курсом «Обучение служением», который с 1 сентября станет частью образовательных программы пилотных российских вузов, связано много вопросов. Чтобы прояснить некоторые из них, Марина Вашукова поговорила с проректором Государственного университета управления Павлом Павловским. Павел — сертифицированный специалист по управлению проектами по стандарту IPMA, общественный представитель Агентства стратегических инициатив — приверженец такого социального устройства, когда личное поставлено на службу общественному. Поэтому Павел — один из амбассадоров «Обучения служением» — методики, которая сочетает изучение академических дисциплин с формированием навыков общественно полезной работы, позволяет студентам применять свои профессиональные и развивать надпрофессиональные навыки в работе с социальным заказом.

— «Обучение служением»  практико-ориентированный подход, основанный на проектном обучении. Какова его миссия, в вашем понимании?

Для нас очевидны значение и важность практико-ориентированного подхода как основы «Обучения служением». Практико-ориентированное образование было внедрено в Государственном университете управления 5 лет назад, был уже первый выпуск. И с 1 курса бакалавриата по последний курс магистратуры студенты просто обязаны работать над проектами. Создана целая экосистема проектного обучения - закрепляются сотрудники, выделяются часы. Работа ведется от посева до - в идеале – инвестиционного обоснования. Если речь (и часто) идет о социальной тематике, то мы стараемся доводить до уровня подачи на гранты или другого подобного формата поддержки, чтобы проекты имели перспективы. Для нас это эффективный способ формирования компетенций специалистов в области управления, наша профильная деятельность. Если говорить о миссии, то здесь к конкретным целям проектной деятельности добавляется не прагматичный контекст. И единого ответа нет. Лично я исхожу из задачи формирования граждански активного общества, где люди считают, что развитие этого самого общества важнее, чем личное. При этом, заметьте, именно через развитие общества происходит развитие личности. 

Может быть, мы говорим о третьей миссии университета, иллюстрацией которой называют «Обучение служением»?

— Не согласен, объясняю почему. На мой взгляд, третья миссия университета может быть реализована и при помощи инструментов, которые дают не только социальный, но и экономический эффект для региона. Открытие лабораторий, приток денег, создание бизнес-структур на базе вузов. То есть должны быть именно социально-экономические последствия. Третья миссия университета подразумевает существенно больший спектр элементов, чем участие в реализации общественно значимых проектов. При этом частью этой миссии «Обучение служением», безусловно, является. Более важно, в моем понимании, говорить про образовательные эффекты такого подхода. Образование – это воспитание плюс обучение. И вот здесь мы видим роль методики «Обучение служением» - в эффектах воспитательной деятельности.

Как сказал один философ: «Сначала человек, потом гражданин, и только потом профессионал». Это тоже миссия вуза. Некоторые вузы выбирают для себя в качестве KPI (критериев оценки своей эффективности) заинтересованность выпускников карьерой за рубежом, и таким образом отрывают их от своей земли. А если в качестве подобных критериев мы для себя определим участие студентов в проектах «Обучения служением», то, наоборот, мы им свою же землю откроем, свяжем с землей. Когда ты вокруг себя что-то создал, кому-то помог, ты чувствуешь, что это твое, твоя территория. Мы ментально прирастаем к земле и людям. Вот так третью миссию можно реализовать. При этом у общественно значимых проектов может быть и даже должен быть побочный эффект в виде прибавочной стоимости, встроенная функция, которая содействует социально-экономическому развитию.

— В чем для ГУУ главное отличие предыдущих образовательных программ и тех, которые будут обновлены в связи с внедрением курса «Обучение служением»?

— У нас не был обязательным этап реализации проекта. Иногда мы останавливались на этапе защиты, на создании паспорта проекта. Теперь же будем добиваться реализации и более активно привлекать партнеров. 

— Партнерство с внешней средой, НКО, социально ответственным бизнесом, органами власти - важная особенность и даже условие практики «Обучение служением».  Насколько в реальности участие студентов в проектах в рамках этого подхода будет отличаться от волонтерства?

— Проекты бывают самые разные – одни наши студенты делали голосовой помощник для метро, другие – информационную кампанию в поддержку приюта для животных. И у партнеров, которые привлекают студентов, не одинаковые задачи и мотивация. Для кого-то важно получение дополнительных ресурсов и спасение, для кого-то - снижение издержек или, наоборот издержки, но ради социального эффекта. Думаю, что на первом этапе социальные заказчики адаптируются к специфике не сразу. Сначала будет сложно разделять волонтерство и профессиональное участие студентов. Но постепенно многие поймут, что, например, студент 3 курса, на самом деле, часто уже прошел в своем становлении как минимум начальную ступень, у него сформирован профиль узкопрофессиональных компетенций, и его целесообразно использовать именно как работника по назначению. К этому нужно будет привыкнуть. Понимание придет со временем, и нам нужно объяснять партнерам, что они могут ставить студентов-профессионалов на конкретные участки и ожидать ответственного вовлечения.  

— Защита социального проекта как выпускной квалификационной работы – для вас это убедительно с академической точки зрения?

— Остается вопрос верификации, учета особенностей разных вузов.  Возможно, где-то сначала это не очень хорошо приживется (медицинские, технические, ряд инженерных специальностей, ядерная физика, энергетика, добыча). Профессиональные компетенции не всех студентов всегда укладываются в парадигму проекта. Им, может быть, пригодятся навыки, сформированные в рамках «Обучения служением», но это будет, скорее, частный случай, чем проектный подход на уровне диплома, выпускной квалификационной работы. С другой стороны, мы знаем, что есть программа «Стартап как диплом». И если мы учитываем, что выпускная квалификационная работа должна подтвердить успешное освоение предмета, сформированные знания и навыки, думаю, при детальном осмыслении проекта, при демонстрации механизмов этого осмысления и уникальности своего вклада, когда что-то сделано впервые, по-новому, думаю, мы добиваемся эффектов, адекватных привычным академическим текстам. 

Несколько дней назад Министерством науки и образования в российские вузы были разосланы Методические рекомендации по внедрению курса. Первые в своем роде. Как вы их оцениваете?

— Можно сказать, что по ряду пунктов у меня есть некоторые идеологические расхождения с авторами методики. В процессе анализа возникли вопросы, способные стать предметом для дискуссии. При этом я хотел бы выразить глубокое уважение коллегам, разрабатывавшим данный комплект: Минобрнауки, ВШЭ, Ассоциации волонтерских центров. Это структурный системный документ, достаточно простой, удобный и полностью соответствующий критериям результативности. Рекомендациями предлагается для использования инфраструктура АВЦ - ДОБРО.РФ, сеть Добро.Центров. Мне сложно на данном этапе спрогнозировать итоговую эффективность. Она зависит от очень многих именно локальных факторов. Я бы даже сказал человеческих факторов на местах: как все это будет использоваться на практике, какой будет степень стандартизация, как высоки и жестки будут требования АВЦ, насколько гибкими будут коллеги в регионах, будет ли учитываться позиция образовательных организаций и так далее - пока об этом можно только фантазировать.

Но само предложение – это огромный плюс. Возможность использовать сайт ДОБРО.РФ - это возможность, которая снижает барьер доступа на, если можно так сказать, «рынок социального ориентирования с реальными акторами» и отвечает на вопрос «Где я возьму эти практики и партнёров?». На текущем уровне прогнозирования это предложение лично мной оценивается очень высоко. Итоговая реализация данной инициативы – вопрос к реализации. Но в целом я верю, что методика себя оправдает. Мне кажется, наше общество недооценивают, когда говорят, что «Обучение служением» - что-то совсем новое для нашей страны. Тимуровцы, Макаренко – это все про обучение служением. Когда ты оказываешь бескорыстную помощь и предпринимаешь усилия ради службы людям и обществу. Тем самым воспитываются не потребители, а Граждане.

Фото из личного архива эксперта

анонсы
мероприятий
государство

Законы, которые начнут действовать с мая 2024 года

 

#, , , ,
государство

Прорыв санкционной блокады, поддержка семей, рекордный урожай. Главные тезисы отчета Михаила Мишустина в Госдуме

 

#, , , , ,