ПМЭФ-2023: суверенное развитие — основа справедливого мира
Петербургский международный экономический форум продлится с 14 по 17 июня. В рамках форума пройдет более 150 мероприятий. Свое участие в форуме подтвердили более 17 тысяч человек из 130 стран и территорий.
Основная тема форума в этом году звучит как «Суверенное развитие — основа справедливого мира». Поиск новых возможностей для сотрудничества в многополярном мире, выстраивание взаимовыгодной кооперации и эффективной логистики, обеспечение технологического и финансового суверенитета, снижение неравенства и бедности заявлены как главные тем деловой программы XXVI ПМЭФ. Участники и гости форума в условиях формирования нового многополярного мироустройства обсуждают ключевые тенденции и перспективы российской и глобальной экономики.
Международная кооперация МСП: от задач к решению
Так называемый нулевой день ПМЭФ был посвящен малому и среднему предпринимательству (МСП). Главное событие — пленарная сессия «Международная кооперация МСП: от задач к решению». В центре обсуждения новые возможности и сферы роста для развития российского малого бизнеса.
Первый заместитель председателя Правительства Андрей Белоусов в ходе мероприятия рассказал о необходимых мерах содействия малому и среднему бизнесу в организации экспорта продукции. Он отметил, что за два последних года количество экспортеров среди компаний малого и среднего предпринимательства в России не изменилось, оставшись на уровне 1% от общего количества предприятий МСП – порядка 60 тыс. из 6 млн.
— Первая причина — люди боятся неизвестности, им кажется, что это очень сложно. Работа в этом направлении уже ведется. Здесь должны подключиться региональные власти, центры поддержки экспорта. Они должны объяснять, что это просто, — подчеркнул федеральный чиновник.
Еще одним препятствием для экспортеров является наличие барьеров, которые нужно последовательно убирать. На целом ряде рынков российскому МСП нужно иметь партнера, который будет иметь доход от сотрудничества с ними. «Помочь найти такого партнера — это в том числе задача выставок, бизнес-миссий, чем занимаются Российский экспортный центр и торговые представительства», — акцентировал Белоусов.
Первый вице-премьер отметил, что экспортеры также сталкиваются с проблемами, связанными с логистикой. Кроме того, малым и средним предприятиям нужны специальные кредитные продукты, включая факторинг. «Очень надеюсь, что мы развернем факторинговую программу и зонтичные гарантии будем широко применять», — заявил он.
Подводя итоги, Белоусов поблагодарил всех участников дискуссии и отметил, что все озвученные предложения лягут в основу комплексной программы поддержки МСП, включая МСП-экспортеров.
В свою очередь РЖД и Российский экспортный центр (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ) намерены создать логистический сервис для малого и среднего бизнеса, который даст им возможность перевозить небольшие партии товаров для b2b и снизить стоимость доставки, заявила гендиректор РЭЦ Вероника Никишина.
— Проблема консолидации грузов для МСП, которые отправляют на экспорт партии товара меньшего объема, чем нужно для разовой доставки и обеспечение их регулярной доставки — это одна из проблем, которая требует решения, — цитируют РИА Новости Никишину.
— У нас хороший опыт взаимодействия с Российским экспортный центром, мы вместе сделали проект «Агроэкспресс», с помощью которого в один клик можно заказать перевозку сельхозпродукции. Поэтому сейчас мы совместно прорабатываем вопрос создания «экспортного экспресса МСП», который позволит компании через единое окно, цифровую платформу «Мой экспорт», подать заявку и заказать перевозку, - сказал замгендиректора, начальник центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Алексей Шило.
По его словам, «РЖД Логистика» полностью организует доставку нужного товара до склада, где будут консолидироваться эти грузы.
Улучшать демографическую ситуацию должен... бизнес
Вопросы демографической политики всегда были в компетенции государства, а теперь в этом архиважном процессе должен активно поучаствовать и бизнес. К такому выводу пришли чиновники и предприниматели по итогам сессии «Будут люди — будет бизнес: стратегическая мотивация для частных инвестиций в демографию».
Дефицит кадров — это одна из основных проблем в современном бизнесе, в связи с чем нужно улучшать демографическую ситуацию в стране. Если предприятия будут вводить меры поддержки для сотрудников и клиентов с детьми, способствовать высокой рождаемости, то в будущем это отразится на наличии кадров.
— Сейчас мы наблюдаем нехватку кадров во всех областях Российской Федерации. Нехватка кадров достаточно серьезная. Если вы обратите внимание, у нас есть ниспадающий тренд по безработице, который говорит о том, что кадров все больше и больше не хватает, а вакансий все больше и больше открывает бизнес, особенно в постковидный период, — прокомментировал директор по связям с государственными органами власти HeadHunter Виталий Терентьев.
— Здесь было сказано по поводу того, что обязательно нужно поддерживать первого ребенка, я с этим согласен, но мне кажется, что мы должны модернизировать наш комплекс мер поддержки таким образом, чтобы все-таки поддерживать не только рождаемость, но и многодетность. Поэтому, может быть, должны быть какие-то диверсифицированные меры поддержки, разные выплаты по экспоненте, в зависимости от того, сколько рождается детей в семье, — считает заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев.
В итоге участники дискуссии пришли к выводу, что бизнес должен работать над улучшением демографической ситуации, равно как и государство.
— Мы говорим сейчас о повышении рождаемости, и, действительно, здесь интерес государства и бизнеса сходится, поскольку бизнес заинтересован в квалифицированных кадрах, их закреплении. И, конечно, если пропагандируются семейные ценности, если хороший климат в семье, если женщины, — а они составляют достаточно значительную часть наших работников, — уверены в завтрашнем дне, то семья принимает решение о рождении детей, — отметил зампредседателя ПАО «Промсвязьбанк» Антон Дроздов.
Также он предлагает организовать систему мер поддержки сотрудников и клиентов компаний, направленных на повышение рождаемости и многодетности. В частности, «Промсвязьбанк» предоставляет дополнительные отпуска, дополнительные выплаты при рождении детей, к Первому сентября, к Новому году, компенсацию летнего отдыха.
— Я бы здесь хотел обратить внимание на два момента. Первое — это возможность применения удаленной работы для матерей, имеющих детей, как дополнительная гибкость. И вторая тема — это детский отдых, здесь мы хотели бы поднять вопрос о том, чтобы включить эти расходы в социальный налоговый вычет, — добавил Антон Дроздов.
Будущее за беспилотниками
14 июня на трассе М-11 впервые в России было запущено беспилотное движение с коммерческим грузом: по маршруту Санкт-Петербург — Москва отправилась первая колонна из трех беспилотных грузовиков «КАМАЗ». Для этого в течение двух лет в России был решен целый ряд вопросов по созданию российских комплектующих, по разработке беспилотных технологий, цифровых двойников трасс и умных дорог.
Также на государственном уровне на дороге М-11 был введен специальный экспериментальный правовой режим (ЭПР), что позволило выезжать автомобилям на дорогу в беспилотном режиме. Теперь перед страной стоят новые вызовы, по которым есть четкое понимание путей решения, к такому выводу пришли участники сессии «Поехали! Грузовые пилотные перевозки: впервые на магистрали — и комплексно». Эксперты уверены, что реализация проекта беспилотной дороги позволит снизить траты на перевозку грузов.
— Мы открыли первую в России беспилотную дорогу. Да что там — первую в мире. У нас во главе угла — экономика беспилотной перевозки, которая в итоге должна стать лучше, чем экономика с водителем, иначе зачем нам технологии, которые не дают экономического эффекта, — отметила директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
Среди основных проблем этой сферы эксперты назвали отсутствие юридической базы для работы с беспилотниками и недоверие людей. Пока не ясно, кто несет ответственность за беспилотное автоматизированное транспортное средство, вышедшее на дороги общего пользования.
— Нужно формировать юридическую и нормативную базу под возникновение этой отрасли с точки зрения ответственности, стандартов безопасности. В этом направлении ведется большая работа — у нас на базе НАМИ сегодня создается полигон испытания, апробирования, сертификации беспилотных транспортных средств. В этот проект будет вложено порядка 4,5 млрд рублей, и мы рассчитываем, что он будет запущен в 2025 году, — заверил заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов.
Тем не менее стабилизация рынка требует активного развития сети грузовых автономных перевозок.
— Рынок автоперевозчиков находится в турбулентности, потому что у нас ушли семь производителей европейской автотехники, у нас очень поднялась стоимость автозапчастей — на 20–30%, есть запчасти, которые подорожали на 80%. У нас катастрофическая нехватка водителей — это стареющая профессия. В связи с этим новые технологии, запуск новых проектов, беспилотников в том числе, — это те вещи, которые очень актуальны для автоперевозчиков, — сообщил заместитель директора ООО «ПЭК» Вадим Филатов.
Фото: Росконгресс
мероприятий