Регионы отпустят на волю
Правительство пересмотрит межбюджетную политику, механизмы стимулирования для дотационных и регионов-доноров. Об этом стало известно на Российском инвестиционном форуме в Сочи.
13 регионов-доноров с нормативом бюджетной обеспеченности больше единицы получат программную долю софинансирования в размере от 70% до 5%. В частности, изменится схема финансирования самого молодого региона-донора – Калужской области. «Если Калужская область по действующему постановлению имела уровень софинансирования 48/52 (соответственно поступления из регионального и федерального бюджетов), то сейчас это 30/70. Мы сдвинули кривую финансирования за счет федерального бюджета в сторону высокообеспеченных регионов. Хотя Москва по-прежнему осталась на уровне 95/5», – уточнил на форуме заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак. Пятерка регионов с высоким показателем бюджетной обеспеченности будет финансироваться из федерального бюджета на уровне 5–15%. «Задачи по реформированию межбюджетной политики утверждены Президентом РФ, выработан целый ряд инструментов, которые будут стимулировать регионы к наращиванию собственного потенциала. Прежде всего, это предоставление грантов территориям, которые наиболее динамично растут», – подчеркнул спикер.
За экономическую свободу региональных властей и увеличение контрольно-надзорных полномочий ратует глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов Алексей Кудрин. «Деятельность 80% надзорных органов мешает регионам стимулировать свой потенциал. Необходимо передать регионам часть полномочий по надзору-контролю, и на федеральном уровне часть функций нужно сократить, крайне важно уменьшить давление на бизнес в регионах», – подчеркнул Кудрин. По его словам, такие послабления федерального центра простимулируют регионы к привлечению инвестиций, а значит, и росту рынков.
Не согласна с мнением экс-министра финансов председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Глава ведомства акцентировала внимание на слабый профессиональный уровень региональных руководителей, который проявляется в некорректном планировании доходов и расходов бюджета, отсутствии налаженной связи с ФНС. Татьяна Голикова подчеркнула, что те полномочия, которые закреплены за субъектами публичной власти, не всегда выполняются. «В 2016 году субъекты регионов запланировали свои доходы в объеме 8,8 трлн рублей, к концу года пересмотрели до 9,7 трлн, перевыполнили на 2,5%. А расходы запланировали в объеме 9,4 трлн, потом пересмотрели до 10,5 трлн и не исполнили на 5,6% – это 590 млрд рублей неисполненных полномочий», – подкрепила свои доводы Татьяна Голикова.
Сегодня представителей региональных правительств волнует практически всецелый контроль федерального центра над расходами субъектов. Большая часть региональных доходов в виде налогов уходит в Москву, и власти в регионах могут влиять только на небольшую долю доходов. Как следствие, в субъектах не могут обеспечить достойный уровень жизни граждан в социальных сферах: здравоохранении, образовании, ЖКХ.
мероприятий