журнал стратегия

#журнал стратегия

Революция бюджетного правила

Новые санкции против РФ затормозили реализацию бюджетного правила, в части механизма наполнения и расходования финансов Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Минфин на этой неделе заявил, что в бюджетном законодательстве введут временную приостановку на текущий год отдельных положений бюджетных правил, которые связаны с использованием дополнительных нефтегазовых доходов федеральной казны. На 1 февраля общий объем средств ФНБ составлял в рублевом эквиваленте 13,6 трлн руб. Позже валютные активы фонда (в частности, евро на счетах в Банке России, которые размещены в европейских активах) были заморожены в результате санкций США, Евросоюза, Великобритании и Японии как часть резервов под управлением Банка России. Кроме того, Вашингтон отдельно запретил любые транзакции с участием ФНБ. От использования доллара ФНБ отказаться еще летом минувшего года.

Без учета заблокированных Западом финансов, которые уже вложены в проекты внутри страны, в ФНБ было потенциально доступно примерно 4,6 трлн руб. в эквиваленте (это преимущественно активы в китайских юанях и золотые счета в Банке России).

Стоит сказать, что бюджетное правило — это предохранительный механизм, который был сперва нацелен на защиту бюджета от колебаний цен на нефть. Нынешнее правило состоит из двух базовых частей. Первая — это накопление или использование Фонда национального благосостояния. Министерство финансов закупает валюту в ФНБ при ценах на нефть выше 44,2 доллара за баррель в 2021 году (эта «цена отсечения» ежегодно индексируется) и сбывает валюту из ФНБ при ценах ниже этого уровня. Вторая часть — это формула, которая ограничивает предельные расходы бюджета на год. В настоящее время общие траты считаются как сумма базовых нефтегазовых доходов (это константа: если фактически нефтегазовые доходы оказываются ниже базовых, недостача восполняется за счет ФНБ), ненефтегазовых доходов, расходов на обслуживание госдолга и компонента в размере 0,5% ВВП на финансирование инфраструктуры.

В 2020–2021 годах министерство временно отступало от бюджетного правила в части предельных расходов, чтобы стимулировать экономику в условиях пандемии. В 2020 году было потрачено на 2 трлн руб. больше, чем позволило бы правило, в прошлом году превышение должно было составить 875 млрд руб.

При нынешних условиях бюджетное правило уже неактуально, так как накопление золотовалютных резервов страны не имеет смысла, поскольку ими все равно невозможно распорядиться, считает директор ИНП РАН Александр Широв. При этом санкции продемонстрировали, что сама идея резервирования денег оказалась нецелесообразной: в настоящее время неясно, будет ли возможно когда-нибудь их потратить. А например, в 2017 и 2018 годах формирование кубышки стоило экономическому росту по 1,5 п.п., добавил Широв. Сейчас пришло время подумать о том, как формировать бюджет, не прибегая к подобным инструментам.

Старший экономист консалтинговой компании Macro-Advisory Владимир Тихомиров также считает, что правило фактически не работает с первого дня введения санкций. Официальная заморозка правила или его отмена — это лишь вопрос времени, поскольку для изменения Бюджетного кодекса нужна поддержка Госдумы. Оперативными антикризисными инструментами кабмин уже воспользовался, объявив 2 марта, что не будет выходить с размещением нового госдолга, а будет использовать остатки на текущих счетах Минфина на покрытие дефицита бюджета.

В данный момент мировые цены на нефть превышают 100 долларов за баррель, что ранее означало бы закупки валюты в эквиваленте более 0,5 трлн руб. в месяц, но в связи с западными санкциями и тенденцией чрезмерного их соблюдения зарубежными банками на фоне дальнейших санкционных рисков российская нефть Urals предлагается со скидкой 15–18 долларов, а экспортные отгрузки существенно снизились.

Главным табу, связанным с нефтегазовыми сверхдоходами, до последнего времени был запрет на их использование для финансирования внутренней экономики. Между тем, министр финансов Антон Силуанов 2 марта заявил, что помимо уже анонсированного инвестирования средств ФНБ в акции российских эмитентов предлагается расширить перечень финансовых активов, в которые могут размещаться средства ФНБ, за счет гособлигаций.

В свою очередь правительство РФ уже предложило разрешить траты дополнительных нефтегазовых доходов бюджета на обязательства перед гражданами и приоритетные мероприятия. Сверхдоходы могут направить на экстренные меры из-за санкций. В Госдуму уже внесен законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс, который направлен на «эффективное управление структурой государственного долга и обеспечение финансовой стабильности» в 2022 году.

Одно из основных изменений, содержащихся в законопроекте, как сообщает РБК, — возможность направлять дополнительные нефтегазовые доходы бюджета на следующие цели:

- исполнение публичных нормативных обязательств России (к ним относятся в основном различные выплаты из бюджета населению — пособия, военные пенсии и т.д.);

- погашение государственного долга;

- замещение государственных заимствований;

- реализация иных приоритетных мероприятий по решению правительства.

Если в этом году власти решат сделать бюджет максимально стимулирующим, отступление от формулы предельных трат может продолжиться, предположил гендиректор АКРА Михаил Сухов. Ужесточение бюджетной политики будет зависеть от того, как долго продлится санкционное давление, считает Владимир Тихомиров. «От краткосрочного шока экономика может быстро оправиться, но если мы говорим о новой реальности в условиях санкций, то неизбежно урезание наименее социально значимых статей расходов и расширение других, например на поддержку компаний и финансового рынка», — резюмировал эксперт.

Фото: Pixabay

анонсы
мероприятий
государство

Забота о репродуктивном здоровье поможет справиться с демографическими вызовами

 

#, ,
государство

Убедительная победа! Владимир Путин вновь избран Президентом России

 

#, ,