Слагаемые здоровья
Здравоохранение в любых экономических условиях остается в числе приоритетов государства. Именно качество медицинских услуг определяет уровень жизни населения, является гарантом стабильности и социальной защищенности граждан. Как сделать медицинскую помощь качественнее и доступнее, какова роль ГЧП в медицине, какие проекты здравоохранения актуальны сегодня и справится ли с ними бюджет, рассказала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.
Как Вы оцениваете состояние здоровья россиян?
У здоровья населения на популяционном уровне много индикаторов. Но главными, безусловно, являются продолжительность жизни и смертность. И эти показатели у нас устойчиво улучшаются. Так, по данным Росстата, за половину 2016 года продолжительность жизни выросла на 0,7 года — до более чем 72 лет. Это самый высокий показатель за всю историю нашей страны. Общая смертность населения за 10 месяцев (январь — октябрь) 2016 года, по сравнению с аналогичным показателем 2015 года, снизилась на 2,3%, что соответствует спасению почти 33 тысяч жизней.
Младенческая смертность сократилась на 10,6% — с 6,6 до 5,9 на 1 000 родившихся живыми, на 10,5% снизилось число умерших детей в возрасте до одного года. Следует напомнить, что по прогнозам 2009–2010 годов мы планировали в 2020 году выйти на показатель 7,5 с учетом перехода на международные критерии живорождения.
Крайне важно, что отмечается снижение смертности от всех основных причин: от туберкулеза — на 17,4%, болезней органов дыхания — на 9,2%, болезней системы кровообращения — на 4,4%, болезней органов пищеварения — на 4,3%, от внешних причин — на 6,5%, в том числе от дорожно- транспортных происшествий — на 10,1%, от случайных отравлений алкоголем — на 12,3%. Смертность от новообразований уменьшилась на 0,8%, хотя это совершенно особая группа заболеваний, смертность от которых снизить очень непросто. Ведь параллельно осуществляются два процесса: мы совершенствуем выявляемость, следовательно, увеличиваем показатели заболеваемости и распространенности онкологических заболеваний, которые косвенно сказываются на повышении смертности, но, наряду с этим, мы снижаем летальность (частоту смертей среди заболевших), благодаря внедрению эффективных методов диагностики и лечения. Летальность при онкологических заболеваниях с 2012 года снизилась на 6%. Большую роль в этом играет ранняя выявляемость онкологической патологии на излечимых стадиях с помощью системы современных целенаправленных скринингов здоровья, комплекс которых мы привыкли называть диспансеризацией. Сейчас показатель ранней выявляемости в стране составляет 53,7%. Чтобы смертность (популяционный показатель числа смертей на 100 тысяч населения) от онкологических заболеваний начала снижаться пропорционально летальности, нужно сократить до минимума число невыявленных случаев.
В последние годы мы многое изменили в системе здравоохранения, и объективные данные говорят о том, что мы движемся в правильном направлении.
Очевидно, что на показатель смертности влияет доступность медицинских услуг. Как организована система оказания медицинской помощи в труднодоступных районах страны?
Впервые с советского времени мы системно занялись вопросом организации медицинской помощи в удаленных районах. Еще в 2012 году мы обратились к регионам с требованием прекратить сокращение маломощных медицинских объектов на селе. Затем системно пересмотрели и утвердили требования к размещению медицинских организаций исходя из численности населения и удаленности от другой медицинской организации.
И это дало свой результат. Сравните, с 2005 по 2011 год число ФАПов и ФП сократилось на 12%, с 2012 года темпы снижения резко замедлились. Сейчас мы не просто не ликвидируем ФАПы, мы вместе с регионами вводим новые. Так, из 800 медицинских объектов, начавших работу в 2015 году, 557 — это новые ФАПы, 58 — офисы врачей общей практики.
Медицинские пункты на селе не стоят брошенными: туда благодаря программе «Земский доктор» за три года переехали более 22 тысяч специалистов.
Для тех, кто проживает в самых маленьких пунктах — с численностью жителей до 100 человек, также установлены свои требования. Впервые в них сформированы так называемые домохозяйства — то есть дворы, оснащенные связью и требуемым набором медикаментов, чтобы оказать первую помощь и вызвать медиков. Сейчас таких домохозяйств создано уже более 10 тысяч. К слову, в эти деревни теперь два раза в год обязаны приезжать медицинские специалисты с необходимым оборудованием для проведения диспансеризации. Особое развитие получит в том числе и санитарная авиация.
Санитарная авиация относится к нацпроектам — приоритетным направлениям в развитии здравоохранения. Расскажите подробнее об этих направлениях.
Первое приоритетное направление — это формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным женщинам, женщинам в период родов, после родов и новорожденным детям. В регионах создадут 28 новых перинатальных центров, а также изменится логистика оказания медицинской помощи на первичном и вторичном уровнях системы родовспоможения и неонатологии.
Второе направление — это формирование системы санитарной авиации. Главная задача — довести количество вылетов с нынешних 17 тысяч до 26 тысяч в год в регионах, которые в наибольшей степени в этом нуждаются. Мы отобрали 34 региона с низкой плотностью населения на больших просторах, со сложной транспортной инфраструктурой, в которых без санавиации просто не обойтись. Правительство одобрило новый приоритетный проект и выделило дополнительно 3,3 млрд рублей. Это будет закупка авиационных услуг — медицинская эвакуация пациентов будет осуществляться с использованием новых медицинских вертолетов отечественного производства. В рамках государственно-частного партнерства будут построены вертолетные площадки при медицинских организациях. До 2018 года количество дополнительных вылетов в отобранных для программы регионах планируется довести до 8,5 тысяч, что поможет спасти минимум 6 тысяч жизней.
Развитие цифровых технологий в медицине — это третье направление. Все государственные и муниципальные медицинские организации будут подсоединены к Единой государственной информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ). Это позволит внедрить электронный документооборот между медицинскими организациями, а также сформировать на портале государственных услуг личный кабинет пациента «Мое здоровье», через который можно будет записаться к врачу или вызвать его на дом, получить доступ к собственным медицинским документам и оценить уровень оказания медицинских услуг. Врач получит неограниченный доступ ко всем информационным базам, к электронной библиотеке, к системам помощи в принятии решений, а также возможность телемедицинских консультаций с федеральными и региональными организациями необходимого профиля.
Кроме того, благодаря переходу на электронный документооборот и сокращению бумажной нагрузки, врач сможет высвободить не менее 30% своего времени для работы с пациентом.
И, наконец, четвертое направление — защита населения от фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных препаратов и оперативное выведение их из оборота, осуществляемое с использованием автоматизированной системы мониторинга движения маркированных лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя.
Если говорить о частной инициативе в медицине: вхождение частного капитала в медицинский сектор можно считать общемировой тенденцией. На Ваш взгляд, почему частный сектор стремится попасть в государственное здравоохранение и что это может дать пациентам?
Государственно-частное партнерство — это действенный инструмент развития здравоохранения. Такое сотрудничество может быть крайне эффективным как в сфере модернизации инфраструктуры, так и в предоставлении медицинских услуг за счет активного привлечения частных инвестиций в здравоохранение.
В настоящее время доля частных медицинских организаций, участвующих в реализации базовой программы ОМС, составила 29%, то есть увеличилась более чем в 4 раза, по сравнению с 2011 годом. В 24 регионах страны реализуются 53 проекта в сфере здравоохранения на принципах государственно-частного партнерства.
Помимо этого, на различных этапах подготовки в Минздраве России и подведомственных учреждениях находятся более 20 инвестиционных проектов с использованием различных механизмов привлечения внебюджетных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства с планируемым объемом инвестиций более 10 млрд рублей.
К регионам — лидерам реализации ГЧП-проектов в социальной сфере можно отнести Самарскую, Новосибирскую, Московскую, Ульяновскую области, Республику Татарстан, а также Москву и Санкт-Петербург.
Для обеспечения участников рынка актуальной информацией о развитии механизмов ГЧП и о проектах, реализуемых на их основе, создана Единая информационная система государственно-частного партнерства в Российской Федерации, публичный доступ к которой открыт в Интернете.
Недавно глава Росздравнадзора Михаил Мурашко сообщил о внедрении дополнительной маркировки лекарственных средств. Не потребует ли это дополнительных финансовых затрат?
Нововведение будет реализовываться как пилотный проект с добровольным участием. 15 компаний уже подали заявки: это производители лекарственных средств, среди них есть как отечественные, так и зарубежные. Участвуют также дистрибьюторы, аптечные сети и медицинские учреждения из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Белгорода. Часть компаний-участников уже приступила к маркировке своей продукции.
Поскольку цены на необходимое для работы системы оборудование вполне приемлемы, его закупка будет проводиться организациями самостоятельно.
Если предусмотреть пятилетний срок окупаемости, стоимость маркировки одной упаковки вырастет не более чем на 50 копеек
Приобретая лекарства за незначительно повышенную цену, граждане могут быть спокойны, так как данная «переплата» относительно нынешних цен и отсутствия такого стандарта будет гарантировать эффективность и подлинность необходимых препаратов.
Проект постановления правительства по пилотному проекту о федеральной государственной системе мониторинга вступит в силу с 1 января 2017 года.
Позволит ли текущий бюджет сохранить все гарантии в сфере здравоохранения?
Проект консолидированного бюджета, предусмотренного на здравоохранение в 2017 году, вырастет до 3 трлн 35,4 млрд рублей, что больше уровня 2016 года на 5,9%. В 2017 году сохранятся все имеющиеся расходные обязательства.
Необходимо отметить, что увеличение бюджета сопровождается перераспределением ресурсов с их преимущественной концентрацией в системе обязательного медицинского страхования. Это особенно важно, так как бюджет Фонда обязательного медицинского страхования — это около 80% от всего финансирования медицинской помощи в России и 57% финансирования всего здравоохранения, включая подготовку специалистов, медицинскую науку, строительство новых объектов.
С увеличением бюджета Федерального фонда ОМС растет и объем медицинской помощи, оказываемой за счет его средств: например, с 2017 года Федеральный фонд ОМС будет финансировать оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования. Погружение высокотехнологичной медицинской помощи в ОМС уже позволило нам радикально изменить доступность ВМП. Так, если в 2014 году высокотехнологичную медицинскую помощь получили 508 тысяч человек, то в 2015 году — уже 823 тысячи человек. Предполагаем, что в 2016 году количество высокотехнологичных операций превысит 900 тысяч.
Рост объема финансирования территориальных фондов ОМС позволит увеличить размер подушевого норматива на 2017 год до более чем 9 300 рублей (прирост к подушевому нормативу 2016 года — примерно 10%), на 2018 год — более 10 300 рублей (прирост — 11%), на 2019 год — почти 11 000 рублей (прирост — 5%).
Иными словами, проектный бюджет позволит не только сохранить все имеющиеся гарантии, но и расширить некоторые программы.