Стартап спешит на помощь
Российская крупная промышленность сегодня делится на две составляющие. Одна часть — заводы, оснащенные современными линиями, не требующими перманентной модернизации. Вторая — устаревшие производства, которые без внедрения новых технических решений становятся крайне неэффективными. Журнал Стратегия в сотрудничестве с РВК отобрал самые интересные стартапы акселератора GenerationS.
Штучный образец
Наиль Якупов работает в Уфимском моторостроительном производственном объединении, а параллельно и в технопарке авиационных технологий, который занимается инжинирингом в системе производства. О потребности предприятий в недорогом оборудовании знает из собственного опыта, поэтому предложил использовать более дешевый способ изготовления штучных уникальных пресс-форм. Для того, чтобы сделать литейную деталь, нужна оснастка.
Сейчас на ее производство тратится много времени и финансов. Восковой модельный состав и технология 3D-печати, по мнению Наиля Якупова, серьезно снизят расходы бюджета предприятий и ускорят работу. Автор проекта и его команда предлагают технологию и аппаратно-программный комплекс (в целом это промышленный принтер), которые смогут печатать любые детали вне зависимости от габаритов и сложности.
![]() |
Спрос на 3D-принтер промышленного назначения, который используется для печати восковых моделей применительно к технологии литья по выплавляемым моделям, ожидаем от предприятий в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации. Серьезно заинтересованы в такого рода оборудовании предприятия машиностроения. В стране как минимум 100 крупных и около 1 000 средних и малых организаций с такими потребностями. Наиль Якупов, директор ООО «Научно-производственное предприятие «Неовакс» |
После выхода компании в финал акселератора GenerationS, организованного РВК, интерес к разработке, кроме родного УМПО, проявил рыбинский «НПО «Сатурн». Завод ждет создания опытно-промышленного прототипа, который по планам Наиля Якупова, будет готов к концу 2016 года. Сейчас ресурсами процесс обеспечен: проект получил 2 млн рублей дополнительного финансирования от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «Старт».
При том что аналогичные технологии предлагают американские и немецкие компании, выход на российский рынок представляется идеологу проекта весьма перспективным. Разработчик уверен, что его технология будет значительно лучше по экономическим характеристикам и удобнее для российского производства. Кроме того, коллектив активно работает над устранением недостатков, которые присутствуют в существующих иностранных предложениях.
![]() |
Большинство крупных компаний достаточно закрыты в том, что касается инноваций. Безусловно, потребность в новых технологиях у ведущих компаний есть. Однако при создании новых продуктов или, например, модернизации производства корпорации чаще всего используют внутренние разработки подведомственных НИИ, отделов НИОКР или традиционных поставщиков. Это проще, понятнее и не требует дополнительных аргументов для внедрения. Сейчас существует мало форматов сотрудничества между промышленными гигантами и маленькими стартапами. Они по сути ограничиваются небольшими пилотными проектами, от которых перейти к системному сотрудничеству достаточно сложно. Это требует больших организационных изменений внутри корпораций и поддержки проекта на всех уровнях управления. Гульнара Биккулова, директор по развитию РВК |
Робот-дачник
Ученые Института информатики и проблем регионального управления Кабардино- Балкарского научного центра РАН внедряют робототехнику в российскую агропромышленность. Авторы представили уникальную технологию по сборке урожая огурцов. Робот-комбайн «Гранат» самостоятельно, не повреждая растений, передвигается по полю и срывает многосекционными манипуляторами плоды, не пропуская ни одного. Затем он грузит огурцы в емкость транспортного робота.
Как говорит один из авторов проекта Юрий Хамуков, один уборочный робот- комбайн с двенадцатью манипуляторами способен заменить на поле шесть уборщиков. Ориентировочная стоимость «Граната» около 2–2,5 млн рублей. Несмотря на затраты на приобретение комбайна, AgroMultiBot позволит сельхозпроизводителям на порядок сэкономить ресурсы и увеличить экономическую эффективность.
Сейчас ведутся доработки высокочувствительного манипулятора, который сможет идентифицировать плод и аккуратно отделять его от стебля без повреждения. Обычный промышленный манипулятор с такой деликатной задачей не справляется, поскольку каждый плод отличается формой, конфигурацией, положением в пространстве и сложно отличим по цвету от листьев. При сборе огурцов робот в кратчайшее время принимает решение, как сорвать конкретный плод, не повредив его.
Для защиты растений от повреждений, которые могут нанести колеса, инженеры оборудовали «Гранат» очень большими колесами сверхнизкого давления с эластичной беговой дорожкой. Поэтому он может ездить по полю, не причиняя ущерб стеблям и листьям.
Робот-комбайн собирается из модулей и комплектуется в зависимости от особенности посадок и рельефа местности.
![]() |
Главным препятствием для развития инноваций являются консервативность любой системы, то есть нежелание и неумение меняться, и отсутствие каких-либо лидерских амбиций. Неудивительно, что наибольшие результаты показывают регионы или корпорации, где инновации поддерживаются на самом высоком уровне и где они являются инструментом решения конкретных социальных или бизнес- задач, таких как лидерство в своем сегменте, диверсификация экономики и т. д. Например, одним из драйверов развития промышленной и сервисной робототехники в Японии стала демографическая ситуация, связанная с увеличением продолжительности жизни, старением населения и снижением рождаемости. Гульнара Биккулова, директор по развитию РВК |
Мистер производительность
Проект Energy8 предложил способ увеличения работоспособности складской техники, просто поменяв свинцовые АКБ на литиевые.
Компания была известна на рынке литий-ионных батарей для общественного транспорта, в частности для электробусов. К руководству начали поступать просьбы от ритейлеров сделать такие батареи для складской техники.
Проект запущен в 2007 году, а уже в 2014 компания первой в мире представила способ использования технологии литий-титан в накопителях для электротранспорта — установила «батарею со смартфона» на складской погрузчик.
Разработка Drive Electro позволяет сократить затраты на электроэнергию на 30%.
Одно из главных преимуществ Energy8 в том, что его возможно устанавливать на всю складскую технику: от напольных электрических тележек до ричтраков, которые работают в гипермаркетах, заводских и производственных помещениях и аэропортах.
Батареи полностью совместимы с техникой любых мировых производителей.
По энергетическому эквиваленту Energy8 превосходят свинцово-кислотные в среднем в 1,7 раза, что позволяет использовать новые батареи меньшего номинала.
Инновационный проект стал финалистом GenerationS 2014–2015 годов.
![]() |
Российский потребитель не верит в «пророка в своем отечестве»: если технология пришла к нам не с Запада, то отношение к ней будет очень скептическое. Но сейчас мы уже меньше встречаемся с подобным взглядом, в том числе благодаря наличию западных клиентов. Можно смело говорить, что сейчас большая часть трудностей позади, сегодня аналогов тому, что мы делаем, в мире нет, и мы вышли на уверенную окупаемость. Основной секрет — высокие компетенции в электромобилестроении и целеустремленная увлеченная команда. Евгений Титус, руководитель проекта Energy8 |
С каждым годом интерес к продукту растет. Большую долю спроса составляют компании, которые могут позволить себе заплатить сейчас больше, чтобы потом экономить в течение долгого времени. Это прежде всего крупные игроки — среди них есть и отечественные.
Главный потребитель литий-ионных батарей находится там, где есть необходимость в необслуживаемых элементах питания. Сейчас компания осваивает глобальный рынок. В 2015 году Energy8 вошел в топ-5 инновационных проектов года на выставке CeMAT в Ганновере, работает с Германией, Францией, Болгарией, Турцией и другими странами.
Проект из шкафа
Идею создания технологии Green Drive разработчики — компания «Инновационные транспортные технологии» — обнаружили в диссертации, пылящейся в шкафу. Ее переработали, испытали на стендах и в полевых условиях и представили общественности, которая встретила ее довольно тепло.
Молекулярный модификатор топлива позволяет сократить расход топлива на 5–15% и улучшить его качественные характеристики за счет воздействия переменного электрического поля, меняющего свойства углеводородистых соединений. ММТ подходит для всех видов жидкого топлива: дизеля, бензина, мазута. Авторы утверждают, что при использовании устройства уменьшается вибрация, шум двигателя и вдвое снижается объем выхлопов.
Двигателям модификатор не вредит. Непосредственно перед впрыскиванием в мотор под воздействием переменного электрического тока разрушаются молекулярные связи. Сложные молекулы топлива изменяют свою структуру и свойства, частично дробятся, частично ионизируются. Уменьшается сила связи между молекулами и поверхностное натяжение в кластерах топлива.
![]() |
У промышленных стартапов незавидная планеты на 15%. публичная судьба. Успешной траекторией развития для таких компаний является покупка их на каком-то этапе крупной корпорацией, когда они становятся частью ее продукта. Лишь немногие из стартапов вырастают в самостоятельные большие бизнесы. Поэтому в качестве примеров хотелось бы назвать стартапы, которые имеют в числе своих клиентов и партнеров российские и международные корпорации. Например, компания «Перфобур» с технологией радиального бурения нефтегазовых скважин — молодой стартап из Уфы, основатели которого являются выходцами из «БашНИПИнефть» — дочернего предприятия компании «Башнефть». Компания ECM, созданная учеными из Уфимского авиационного университета, производит электрохимические станки, продаваемые по всему миру. Компания «НаноСерв» из Краснодара с технологией очистки труб кисломолочными бактериями также имеет в своем клиентском листе много российских промышленных компаний. Компания «Циноферр», производящая антикоррозионное покрытие, была также основана выходцами из нефтяной индустрии. Гульнара Биккулова, директор по развитию РВК |
После обработки на короткое время меняется октановое число и фракционный состав горючего. В результате снижается его вязкость, температура воспламенения, повышается удельная теплота и полнота сгорания.
Около 60% уплотнений, которые образуются в процессе работы двигателя, не сгорая, выбрасываются в воздух, Energy Drive доводит усвоение таких уплотнений до 98%, поэтому двигатели перестают представлять опасность для окружающей среды.
Экологический и экономический эффект в двигателях легковых автомобилей из-за малого потребления топлива не заметен, поэтому сфера применения модификатора — грузовые авто, автобусы, котельные, спецтехника, железнодорожный транспорт.
Свежесть и экологичность
Промышленными кондиционерами Tesso интересуется бизнес Ближнего Востока, а эти люди умеют ценить деньги, поскольку тратят на охлаждение и увлажнение воздуха миллиарды долларов.
Новое решение для кондиционеров, не использующих фреон и компрессоры, продвигают три партнера. В революционных кондиционерах воздух прогревает пластины, пропитанные водой. При испарении воды охлаждаются пластины и воздух, в итоге Tesso не сушат воздух в помещении и не загрязняют окружающую среду.
Аналоги кондиционеров, не использующих фреон, на рынке есть, но именно модификация Tesso дает оптимальную модель эффективности, поскольку здесь используется косвенно регенеративный принцип.
В 2015 году компания пришла в акселератор GenerationS по направлению Smart City. Из 450 заявок Tesso экспертное жюри отобрало пять лучших. Сегодня кондиционеры компании установлены в Московском метрополитене, вагонах РЖД и аэроэкспрессах, а также на Магнитогорском металлургическом комбинате.
Компания Tesso оценивается на рынке в 50 млн долларов, капитализация обеспечена контрактами с промышленными и транспортными заказчиками. А в планах идеологов довести производство со 100 штук в год до 1 000.
Авторы разработки планируют, что Tesso станет компанией, которая нужна всему миру, и верят, что сократят энергопотребление планеты на 15%.
мероприятий
Новые законы, которые начнут действовать в мае 2025 года