журнал стратегия

#журнал стратегия

Цена легализации

Strategy_21_v8_fullxt-50

Европейский миграционный кризис напомнил россиянам о собственных отношениях с приезжими. Но эти проблемы в РФ не возникли внезапно. Они планомерно накапливались, включая все больше аспектов, среди которых и вопросы законного статуса иностранных работников, и увеличение теневого сектора экономики, и сокращение трудовых ресурсов.

По данным ФМС, на октябрь 2015 года в России находилось 10,5 млн иностранных граждан. Из общего числа приехавших только 1,7 млн человек имеют разрешительные документы на право работать в России. Примерно столько же трудится нелегально. Между тем по сравнению с 2014 годом в этом году официально в России работает почти вдвое меньше иностранцев. Конечно, одним из факторов снижения количества мигрантов стало сжатие самого рынка труда во время кризиса.

 icons-15 По данным «Левада-Центра» за август 2015 года, 51% опрошенных признался, что чувствует враждебность к людям других национальностей

Но есть и еще одна тенденция, повлиявшая на это, — уход в теневой сектор экономики. Пытаясь решить эту проблему, ФМС России продолжает менять миграционное законодательство. Так, с 1 января 2015 года вступили в силу новые поправки, регламентирующие въезд в страну, порядок трудоустройства и пребывания мигрантов. По мнению главы ФМС РФ Константина Ромодановского, новые правила, касающиеся практики применения наказаний за правонарушения, позволили достичь некоторых успехов в процессе легализации трудовых мигрантов. По статистике ФМС на октябрь 2015 года, свыше 1,5 млн иностранных граждан получили запрет на въезд на территорию РФ за нарушение законодательства, из них порядка 500 человек — пожизненный. Успехи не так однозначны, полагает Юлия Флоринская, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

circle

«Меры по пресечению незаконной миграции и нерегистрируемого трудоустройства ставятся в один ряд с борьбой с преступностью и терроризмом. В результате мигранты, которые приехали с целью трудоустройства, но не легализовали свой статус, воспринимаются однозначно как преступники. Эта устойчивая ассоциация распространяется и на легально работающих мигрантов, что ведет к их социальной стигматизации и превращает в общественно признаваемую норму их дискриминацию и регулярное нарушение их прав.

Ирина Ивахнюк, доктор экономических наук, профессор кафедры народонаселения Экономического факультета МГУ, эксперт Российского совета по международным делам

«Я считаю, что запрещать въезд в страну можно только тем, кто совершил уголовное преступление. Сейчас происходит закрытие въезда за два административных правонарушения: это может быть превышение скорости или переход в неположенном месте. За это иностранному мигранту могут закрыть въезд на три года.

Причем под этот запрет попадают не только строители, грузчики, дворники. Это может быть высококвалифицированный работник. Гораздо эффективнее было бы в подобных случаях ограничиваться штрафами», — заявляет эксперт.

Strategy_21_v8_fullxt-54

Еще один нюанс такого решения проблемы — из-за строгости наказания чаще всего подобные нарушения очень просят не заносить в протокол. Чтобы избежать последствий, нарушитель просто дает взятку, увеличивая оборот в теневой экономике. Это усложняет и без того кризисную ситуацию с «черными» доходами и расходами мигрантов. Так, стоимость легализации иностранного работника, по мнению ряда специалистов, в России настолько велика, что не оставляет выбора. С 1 января 2015 года в России вступил в силу закон о замене квотирования трудовых мигрантов патентной системой. По данным ФМС, базовая стоимость патента на работу в 2015 году составила 1 568 рублей в месяц. К ней регионы прибавляют свой коэффициент. Например, купить патент на работу в Москве в 2015 году можно за 4 тысячи рублей. Ранее возможность работать в столице стоила порядка 1,2 тысячи. Увеличение затрат работников из-за границы на получение разрешительных документов на временное трудоустройство в России, призванное упорядочить потоки трудовой миграции, на деле может увеличить коррупцию. Оборот «серых» денег поддерживает и сложная система регистрации иностранных мигрантов. По мнению эксперта РАНХиГС Юлии Флоринской, данную процедуру давно следовало упростить.

 icons-16 Количество трудоспособных граждан в России каждый год сокращается на 1 миллион, и это падение будет продолжаться вплоть до 2027 года

«Всем известно, что никто не живет по тому адресу, где он регистрируется, так как никто не хочет регистрировать у себя мигрантов, ни работодатели, ни арендодатели. Значит, все покупают регистрацию за деньги. И огромный финансовый поток идет мимо государственной казны посредникам, которые торгуют адресами», — уверена ведущий научный сотрудник. Юлия Флоринская предлагает разрешить регистрироваться вне жилых помещений, главное, чтобы иностранцы там реально проживали. Или даже заменить эту процедуру на возможность регистрации в ФМС.

Еще один болезненный вопрос — демпинг стоимости труда, на который, по мнению россиян, влияют мигранты, что вызывает недовольство местных жителей. Однако исследования не подтверждают это мнение. Эксперты поясняют, что весь рынок труда можно разделить на ниши. Самый нижний уровень — вакансии дворников или строителей — в основном и занимают иностранные мигранты. Внутренние мигранты находятся в средней нише. Это квалифицированные специалисты, готовые работать за меньшие деньги, чем местные жители, которые занимают верхнюю позицию в данной фрагментации. А наличие низкоквалифицированного иностранного персонала позволяет остальным повышать свои компетенции и работать в более высоком сегменте с большей заработной платой. Однако есть сферы, где демпинг очевиден.

circle (1)

Мы не допускаем на территорию РФ тех, кто злостно нарушал наше законодательство. Мы дифференцированно подходим к этому вопросу. В зависимости от тяжести совершения правонарушения устанавливается срок на запрет въезда — от года до пожизненного. Если иностранный гражданин, который помещен в спеццентр, вдруг симулирует заболевание, попадает в больницу и оттуда сбегает, я убежден, что это можно считать злостным нарушением и запрет пребывания должен быть пожизненным. Это абсолютно адекватная реакция РФ.

Константин Ромодановский, глава ФМС РФ

«Мы проводили исследование по домашнему труду — работе нянь, сиделок, домработниц. В этой категории есть очевидный демпинг зарплат. Работницы из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана получают зарплату в разы меньше, чем россиянки. Но благодаря снижению зарплаты, расширяется контингент тех, кто может пользоваться этими услугами. Для многих это возможность остаться на рынке труда с сохранением зарплаты. Поэтому вопрос демпинга очень неоднозначный», — приводит пример эксперт РАНХиГС Юлия Флоринская. При общем негативном настрое коренного населения аналитики уверены, что переизбытка иностранных мигрантов, создающего дисбаланс, нет. Их количество регулируется потребностями рынка труда. Речь идет скорее о недостатке этих ресурсов. Ужесточение законодательства, ухудшение экономической ситуации, переориентация части мигрантов на другие страны, рост теневого сектора экономики — все это, по прогнозам экспертов, в ближайшее время будет способствовать сокращению трудовых иностранных ресурсов. Не стоит забывать и об исчерпываемом потенциале стран СНГ. И тогда перед правительством РФ встанет еще один вопрос — где взять рабочую силу, ведь чаще всего иностранцы занимают те должности, на которые не претендует местное население. Столь печальная картина разворачивается на фоне того, что в стране идет процесс старения и естественной убыли населения.

 icons-17 По данным исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, только 5% арендодателей согласны регистрировать в сдаваемом помещении жильцов без гражданства

Для решения проблемы сокращения населения России специалисты предлагают предоставлять возможность иностранным мигрантам оформляться в качестве постоянных жителей страны. Кроме того, своеобразным этапом в развитии миграционной политики должно стать создание единого рынка труда ЕАЭС. Проект имеет свою привлекательность для всех сторон Союза. Для России, во-первых, это принципиально новый уровень интеграции стран постсоветского пространства. Во-вторых, возможность решить проблемы с нелегальными мигрантами. Но для того, чтобы механизм смог полноценно работать, требуется создание структур, ответственных за разработку скоординированных нормативных основ трудоустройства граждан стран-участниц, за реализацию имеющихся у них квалификаций, обеспечение социальной защиты и пенсионных гарантий.

анонсы
мероприятий
государство

Депутат Айрат Фаррахов: «Недоверие к вакцинации может помешать созданию коллективного иммунитета»

 

#
государство

Оказание медпомощи населению в условиях коронавирусной инфекции: не упустить никого

Итоги панельной дискуссии в рамках VII Ежегодной Межведомственной Конференции «Финансирование системы здравоохранения: проблемы и решения»

#,