журнал стратегия

#журнал стратегия

Условия для экосистемы

Главы регионов — участников АИРР поделились с Журналом Стратегия успешными практиками экономического развития территорий, рассказали, какие способы максимально эффективны для создания локальной инновационной инфраструктуры, каких успехов им удалось добиться, а также каким должно быть правильное взаимодействие федерального центра и регионов.

oooo.plus_341

Владимир Волков, глава Республики Мордовия

Значительной проблемой остается неравномерное развитие регионов России. Выравнивание различий между субъектами — важная задача управления региональной экономической безопасностью. Повышение уровня экономического развития, качества жизни населения, увеличение числа рабочих мест, производительности труда — эти вопросы должны быть в центре внимания правительства каждого субъекта. Мордовия за последние годы достигла серьезных результатов: более 90% продукции выпускается на новых или модернизированных предприятиях. По итогам 2015 года регион занял 4-е место в рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации НИУ ВШЭ, уступая лишь Татарстану, Москве и Санкт-Петербургу.

Доля инновационной продукции в промышленном комплексе увеличилась с 25% в 2013 году до 28,3% в 2015 году (при 7,9% в России и 12,7% в ПФО) — лучший показатель среди субъектов РФ. Стержень эффективно действующей инновационной системы Мордовии — Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва. В качестве проекта инновационной школы в Саранске открыт и успешно работает Республиканский лицей для одаренных детей. Его задача — формирование будущего кадрового потенциала в сфере высоких технологий, способного продвигать «умную» экономику. Для обеспечения благоприятных условий развития НИОКР и снижения себестоимости инновационной продукции сформирована система инжиниринговых центров. В целях продвижения на рынок наукоемкой продукции, поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП основано Агентство инновационного развития Республики Мордовия. На базе кластерного подхода фактически с нуля создана новая отрасль промышленности — вагоностроение.

Отдельно хочется отметить работу наших светотехников. Реализуется проект развития кластера «Светотехника и оптоэлектронное приборостроение». Открыто совместное российско-корейское предприятие «НЕПЕС РУС» — единственное в стране по производству светодиодных светильников по технологии удаленного люминофора. На предприятиях светотехнического кластера Мордовии сегодня работают свыше 10 тысяч человек. А доля объемов производства достигает 30% от всей выпускаемой светотехнической продукции в России. Мы ставим задачу возродить отечественную светотехническую отрасль.

В регионе сформировался уникальный кластер производителей кабельно-проводниковой продукции, занимающий на рынке кабельной продукции России около 10%.

Для поддержки отечественного сельского хозяйства в республике активно развивается кластер по производству сыров с применением биотехнологий.

У нас есть понимание стратегического развития. Несмотря на все сложности, инвестиционная программа региона не была сокращена, не остановлен ни один проект. Продолжается реализация 28 крупных инвестиционных проектов. Перспективы экономического роста республики связаны с новыми технологиями. Именно грамотное формирование инновационной экономики позволяет развиваться в пространстве жесткой межрегиональной конкуренции. Республика Мордовия поставила своей задачей максимальное развитие всей элементной базы региональной инновационной системы, затрагивающей все сферы экономики и общественной жизни: от производства знаний и технологий до их эффективного использования и дальнейшей реализации.

Снимок

Олег Королёв, глава администрации Липецкой области

Для обеспечения экономического роста, благоприятных макроэкономических условий необходимы целенаправленные действия как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это важно и для преодоления сложившихся диспропорций в развитии регионов. Взаимодополняющие действия федерального центра и регионов реализуются в формате целостной политики, направленной на эффективное социально-экономическое развитие страны.

Функции федерального центра — в обеспечении благоприятных условий для эффективного осуществления регионами конкретных мер, направленных на реализацию конкурентных преимуществ территорий, привлечение инвестиций, формирование производственной, финансовой, транспортной инфраструктуры. Сейчас в России сложилась уникальная ситуация, когда те причины, которые препятствовали развертыванию такой политики в предшествующие годы, уже устранены или, по крайней мере, ведется активная деятельность по их ликвидации.

Одно из главных направлений развития реального сектора экономики регионов, формирования благоприятного инвестиционного климата — создание инфраструктуры, интегрирующей ресурсы научных организаций и предприятий промышленности. В Липецкой области инновационная инфраструктура представлена совокупностью взаимосвязанных элементов, в основе которой — постоянно совершенствующаяся нормативно-правовая база и многоуровневая система привлечения инвестиций. Федеральная особая экономическая зона промышленно- производственного типа «Липецк» образует первый уровень этой системы. За весь период деятельности объем производства резидентов ОЭЗ ППТ «Липецк» составил 63 млрд рублей, освоено 48 млрд рублей инвестиций, создано 3 600 рабочих мест, объем налоговых отчислений, страховых взносов и таможенных платежей достиг 8,8 млрд рублей.

Второй уровень системы реализации промышленной политики в регионе представлен ОЭЗ. В региональных ОЭЗ промышленно-производственного типа зарегистрировано 25 участников. Общий объем освоенных инвестиций — 30 млрд рублей, на предприятиях создано 1 600 рабочих мест. Произведено продукции на сумму 13 млрд рублей, объем налоговых отчислений составил 2 млрд рублей.

Один из механизмов организации эффективно действующей промышленной площадки — создание индустриальных парков, формирующих третий уровень. В области действуют два индустриальных парка, включенных в реестр Минпромторга России. Индустриальные парки и особые экономические зоны — основа для формирования четвертого уровня — промышленных кластеров как благоприятной среды для развития кооперации между малыми, средними и крупными промышленными предприятиями, организациями науки и образовательными учреждениями. В регионе созданы три кластера: инновационный территориальный промышленный кластер белой техники; промышленный кластер станкостроения и станкоинструментальной промышленности «ЛИПЕЦКМАШ»; инновационный территориальный кластер машиностроения и металлообработки «Долина машиностроения».

Снимок1

Александр Кобенко, врио вице-губернатора — министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. И это право им гарантирует статья 5 Конституции РФ. В то же время есть большое различие по показателям социально-экономического развития между регионами. Федеральные органы выравнивают возможности дотационных субъектов за счет регионов- доноров. В результате регионы-доноры могут терять стимул к наращиванию налогового потенциала. В свою очередь, постоянное оказание финансовой помощи может способствовать иждивенческим настроениям регионов- реципиентов. 

Кроме того, расширение перечня полномочий субъектов без дополнительного финансирования ложится бременем на региональные бюджеты. Решением этой задачи могло бы стать перераспределение или закрепление новых доходных источников за субъектами.

Существенная проблема — изменение федерального законодательства, ухудшающее финансово-экономическое положение регионов. Необходимо отменить налоговые льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральным законодательством, либо компенсировать выпадающие доходы бюджетов субъектов и местных бюджетов исходя из суммы выпадающих доходов от предоставления федеральных льгот. К примеру, по данным налоговых органов, выпадающие доходы консолидированного бюджета Самарской области в результате применения налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, в 2016 году составили 4,8 млрд рублей. С 1 января 2017 года вступили в силу новые изменения федерального законодательства, которые привели к появлению выпадающих доходов регионального бюджета в 2017 году в сумме около 8 млрд рублей. Сейчас в Самарской области ведется работа по построению эффективной экосистемы завершенного инновационного цикла.

В целях генерации новых проектов наряду с созданием крупных площадок, таких как технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», большое внимание уделяется развитию «мягкой» инфраструктуры. Проводятся образовательные и акселерационные программы, мероприятия для вовлечения талантливой молодежи в технологическое предпринимательство. Идет активная работа над развитием системы венчурного инвестирования.

В регионе создано Единое информационное окно для всех участников инновационной деятельности в области — Региональный центр инноваций StartupSamara. Центр интегрирует перспективные идеи инноваторов.

Наработанный опыт Самарской области было рекомендовано тиражировать в других субъектах. В частности, успешные практики региона по формированию благоприятной среды для технологического предпринимательства и экосистемы инноваций (StartupSamara) и по использованию созданной инфраструктуры поддержки технологического бизнеса в реализации проектов реального сектора вошли в Сборники лучших практик по ключевым направлениям развития кластеров Проектного офиса АО «РВК» — Минэкономразвития России в 2016 и 2017 годах.

анонсы
мероприятий
государство

Забота о репродуктивном здоровье поможет справиться с демографическими вызовами

 

#, ,
государство

Убедительная победа! Владимир Путин вновь избран Президентом России

 

#, ,