В России каждый четвёртый школьник использует нейросети для учёбы и общения

Четверть детей старше 10 лет уже используют нейросети, при этом мальчики куда активнее пользуются искусственным интеллектом, чем девочки, выяснили специалисты Лаборатории Касперского.
Согласно исследованию «Взрослые и дети в интернете», проведённому «Лабораторией Касперского», каждый четвёртый школьник старше 10 лет (26%) уже пользуется нейросетями. Среди мальчиков этот показатель выше (33%), чем среди девочек (20%).
Для детей нейросети в первую очередь становятся «умным поисковиком». Большинство детей применяют их для поиска информации (63%), выполнения заданий (60%) и получения объяснений сложных тем (53%). При этом эксперты отмечают, что полностью полагаться на ИИ нельзя, так как чат-боты могут допускать ошибки или выдавать вымышленные факты. Специалисты рекомендуют проверять данные и обращаться к учебникам и другим надёжным источникам. Кроме учёбы, дети используют нейросети в творчестве, а именно редактируют фото (25%), создают видео- и аудиоматериалы (16%).
Специалисты добавляют, что вместе с пользой нейросети несут и опасность: травлю через дипфейки. Фейковые аудио- или видеозаписи, созданные нейросетями, уже давно достигли детской аудитории: 1% ребят столкнулись с таким видом травли, а 5% даже экспериментировали с их созданием. Это переворачивает представление о кибербуллинге: раньше подростки защищались от текстовых оскорблений, теперь им приходится бороться с технологиями, которые делают травлю реалистичной, неотслеживаемой и психологически разрушительной.
Кроме того, примерно 20% детей используют ИИ для общения — чтобы поделиться переживаниями или задать «неудобные» вопросы, которые они стесняются обсудить со взрослыми. Подростки ищут поддержку, но искусственный интеллект не способен заменить настоящую эмпатию и заботу родителей.
«ИИ – полезный помощник, но ребёнку прежде всего важно учиться думать самостоятельно, сравнивать разные точки зрения и доверять близким. Чат-бот не должен подменять реальное общение или использоваться для обмана учителей. Кроме того, детям нельзя делиться с нейросетями личной информацией, а время работы с технологиями стоит ограничивать, чтобы у ребёнка оставались силы и интерес для игр, общения и собственных открытий», – прокомментировал глава направления детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко.
Эксперты подчеркивают, что нейросети глубоко вошли в жизнь детей, и взрослым нужно срочно усилить цифровую грамотность. Важно не только научить ребят пользоваться ИИ для учебы, но и объяснить, как отличать фейк от реальности, и почему создание дипфейков — это не просто «шалость», а вредоносное действие. Для детей, еще не развивших критическое мышление, дипфейки могут стать серьезной травмой — и это требует немедленного внимания.
Фото: YandexART
мероприятий