Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше
Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца. Статья об исследовании опубликована в «Вестнике Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)».
Подробнее — в материале IQ.HSE
Паттерны потребления алкоголя у россиян за последние полтора десятилетия явно изменились. Во-первых, доля пьющих с каждым годом снижается, а доля трезвенников растет. Во-вторых, идет переход от северной модели — с редким, но обильным потреблением крепкого алкоголя — к новой, близкой к южной (частое, но умеренное потребление более легких напитков), что отвечает мировым трендам.
Эти изменения начались после усиления мер по регулированию потребления алкоголя. Но на формировании потребительских практик молодежи сказываются и особенности социализации. Семья — главный фактор. Причем с пролонгированным действием: сегодня молодежь позже отделяется от родителей, поскольку дольше самоопределяется.
В своей новой работе преподаватель кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ социолог Валерия Кондратенко изучила тренды потребления спиртного у молодежи, а также их соотношение с родительскими практиками.
Работа выполнена на данных лонгитюдного обследования домохозяйств РМЭЗ НИУ ВШЭ. Общая выборка молодежи за 2006–2019 годы составила 27 638 человек. Возрастные подгруппы 14–17 лет и 18–22 года рассматривались отдельно, поскольку 18 лет — рубежный возраст (официально можно покупать алкоголь), к тому же родители могут по-разному влиять на поведение подростков и юношества.
Снижение доли пьющей молодежи в обеих возрастных подгруппах с 2006 года составило 30 и более процентных пунктов. В 2006 году злоупотреблявших алкоголем было 0,5% среди подростков и 5% среди юношества. В последующее десятилетие этот показатель упал до нуля в младшей группе и до 2% в старшей. Сейчас доля чрезмерно пьющих среди молодежи 14–22 лет — 1,1%.
Школьники потребляют алкоголь в меньших объемах, чем студенты. В группе 14–17-летних средний объем потребления чистого алкоголя как среди юношей, так и среди девушек варьировался от 100 до 200 г в месяц. При этом среди девушек 18–22 лет средний объем потребления чистого алкоголя — от 150 до 180 г в месяц. А вот среди молодых мужчин — вдвое-втрое выше всех других когорт и колеблется от 200 г до почти 400 г в месяц.
Доминирующий напиток среди предпочитаемых молодыми — пиво, которое, впрочем, с годами теряет популярность (с 2006 года — более чем втрое, с 37 до 11%). Второе по популярности — вино. Его пили до 15% респондентов в 2006–2012 годах и 5–10% в последующие годы. На третьем месте — водка. За 2006–2012 годы уровень ее потребления упал вдвое — до 5%, а затем еще ниже.
Отдельно исследовательница рассмотрела взаимосвязь практик потребления алкоголя у детей и родителей. В большинстве семей так или иначе пьют спиртное и мать, и отец (63,8%). Трезвенники — лишь 12,6%. Пьет только отец в 16,5% семей, только мать — в 7,1%.
Доля молодежи, употребляющей алкоголь, выше в семьях, где пьют и отец, и мать. В подгруппе 14–17 лет таких около 20%, в подгруппе 18–22 года — до 70%. Похожая доля потребляющих спиртное — в семьях, где пьет только мать: около 20% в младшей возрастной подгруппе и около 60% в старшей. В подвыборке, где пьет только отец, довольно много пьющих респондентов 18–22 лет, причем у юношей почти двойной перевес: 45% против 25,7% девушек.
Если же учитывать количество потребляемого спиртного, то расклад следующий: доля пьющей молодежи выше среднего по выборке, когда хотя бы один родитель пьет чрезмерно или его нет в домохозяйстве, т.е. семья неполная.
Среди юношей 14–17 лет доля пьющих при злоупотребляющей спиртным матери достигает 40,4%, что выше средней доли пьющих по выборке (19,8%). А при выпивающем отце доля детей 14–17 лет с соответствующими привычками составляет 28,4% при 19,6% в среднем по выборке. Иными словами, злоупотребление алкоголем матери больше сказывается на привычках подростков школьного возраста.
Доля пьющих респондентов 18–22 лет при наличии в семье «чрезмерных потребителей» оказывается ощутимо выше, чем в среднем по выборке. 78,4% юношей пьют при злоупотребляющей спиртным матери, 70,6% — при чрезмерно пьющем отце. Среди девушек эти доли — 65,9 и 61,2%.
Когда пьянствуют оба родителя, то среди ребят 14–17 лет потребляют алкоголь 41,3% юношей и 32,1% девушек (при 19% в среднем по выборке для обоих полов), а среди молодежи 18–22 лет — 80 и 77,3% при 60% в среднем по выборке для обоих полов.
«Чрезмерно пьющие родители больше снижают вероятность того, что ребенок будет трезвенником, если сравнивать их с родителями, которые потребляют алкоголь в умеренных количествах или не пьют совсем», — резюмирует Валерия Кондратенко.
Фото: Unsplash; Pexels
мероприятий