Я_БИЗНЕС: инвестиции в образование — вклад в новые поколения
Чтобы воочию увидеть будущее школы и вуза, можно было перекопать сотни страниц в сети, перечитать множество статей или один раз посетить инвестиционный митап «Я_БИЗНЕС_ОБРАЗОВАНИЕ», который прошел в Центре технологического предпринимательства инновационного кластера «Ломоносов». Участники встречи — представители ведущих вузов, создатели стартапов, инвесторы и политические деятели — рассказали о переходе к принципиально новой гибкой и открытой модели образования.
Продлевать ли дистант?
Модератором мероприятия выступил шеф-редактор журналов «Стратегия» и «Мир робототехники» Николай Алексеев. Он попросил гостей митапа рассказать о первом вестнике становления образования будущего — дистанционном образовании или дистанте.
— Образование всегда активно реагирует на изменения в обществе, — сказал ректор Университета мировых цивилизаций имени В. В. Жириновского Олег Слободчиков. — Примеры этого щедро разбросаны по всей мировой истории в целом и истории нашей страны в частности. 1919 год. Совет народных комиссаров РСФСР выпускает декрет «О ликвидации безграмотности», более известный как ликбез. До этого по разным оценкам грамотного населения в стране было примерно 30–40%, а к концу 1939 года — почти 90%. 1977 год. В октябре была принята так называемая «брежневская» конституция СССР, в которой постулировалось обязательное получение среднего полного образования каждым советским гражданином.
Сегодня, по словам Олега Слободчикова, наступил момент, когда каждый человек должен получить высшее образование. А для этого оно должно быть доступным. При этом обучение одного студента в год государству обходится примерно в полмиллиона рублей. Но перевод всех на систему как минимум начального высшего образования даст огромный положительный эффект для экономики.
Первые примеры дистанционного образования в России сохраняли систему взаимоотношений «преподаватель-ученик». К этому формату хотели присоединиться самые дальние уголки страны, но телекоммуникации были очень дорогими. Тогда был осуществлен переход на кейсовое дистанционное обучение: ученикам высылали задания, потом тестировали их. Таким образом студент учился, не видя преподавателя, и встречался с ним только на итоговой аттестации.
— Но эта система не лучшая. Требуется очень высокая мотивация для того, чтобы человек учился сам. Очень просто учить людей, которые получают второе высшее, либо дополнительное образование. Люди знают, что они хотят. А в ходе получения первого высшего образования мотивация, как правило, не очень высокая, — подчеркнул эксперт.
Период пандемии также показал недостатки системы дистанционного образования, хотя технологии связи шагнули далеко вперед. Несмотря на то, что большинство вузов использовали вариант, сохраняющий взаимодействие преподавателя и студента, обучающиеся находили простые способы отлынивать от занятий. Например, просто выключали камеры, или жаловались на слабый сигнал.
— Не хотел бы ставить крест на дистанте, но, по-моему, он должен быть для мотивированных людей. Может быть, получающих второе высшее образование. Система должна остаться, но ее применение должно быть ограничено, — считает Олег Слободчиков.
Уход в виртуальность
Современные технологии сегодня позволяют убрать барьер между преподавателем и учеником и погрузить их в образование с головой, несмотря на лежащие между ними огромные расстояния. Речь, конечно, идет о VR. В ходе деловой части митапа одно из решений на базе виртуальной реальности представила компания VR Concept.
Изначально технология компании была разработана для создания промышленных 3D-чертежей: программное обеспечение и шлем виртуальной реальности позволяют инженерам буквально оказаться внутри проекта. Благодаря этому количество ошибок снижается на 50% в сравнении с плоскостными чертежами. При этом решение от VR Concept имеет одну очень важную особенность — многопользовательский режим. То есть в виртуальном пространстве одновременно может присутствовать неограниченное количество людей. Российское программное обеспечение поддерживает форматы автоматизированного проектирования (CAD) и информационного моделирования зданий (BIM).
Система VR Concept может быть интегрирована в любой процесс за короткое время, полностью доступна в России и стоит на порядок дешевле зарубежных аналогов. При этом разработчики даже создали собственное ядро C3D для системы автоматизированного проектирования (САПР). Его алгоритмы позволяют снизить требования к производительности ресурсов.
Система используется для проектирования, в том числе, в Центре инновационного развития «Синара-Транспортные Машины», Центре технологий судостроения и судоремонта и Информационно-технологической сервисной компании, дочернем предприятии «Газпром-нефти». Логично, что это решение подходит и для подготовки BIM- и CAD-специалистов, чем активно занимаются БГТУ им. Шухова и ВИШ МИФИ. Первый вуз организует коллективную работу преподавателей и студентов с моделями будущих сооружений в виртуальной среде. Второй занимается созданием VR-тренажеров для обучения людей самым разным профессиям.
Однако возможности программного обеспечения VR Concept значительно шире. Оно способно вывести на новый уровень обучение не только инженерным специальностям. Пилотное тестирование системы, в частности, прошло в Реабилитационно-образовательном центре № 76 в Москве. Проект охватил уроки биологии, химии и физики для 10–11 классов. В учреждение привезли 8 комплектов оборудования для работы в коллективной VR-среде. Учитель мог не просто объяснить ученикам, из чего, например, состоит клетка, но и буквально прогуляться с ними среди митохондрий, аппаратов Гольджи, рибосом и вакуолей. Или вблизи рассмотреть работу турбин и конденсаторов ядерного реактора.
Дополняя реальность
Другой проект, представленный в ходе митапа, позволяет увидеть, например, солнечную систему буквально на столешнице парты. Это программное обеспечение от компании «Айфлаксибл». С его помощью можно визуализировать в AR, то есть дополненной реальности, объекты из курса физики, химии, астрономии, создавать 3D-модели и многое другое.
Но как увидеть эти визуализации? Вот тут и начинается самое интересное. Компания предлагает для этого умные очки, которые учащиеся могут собрать самостоятельно. Решение представляет собой конструктор, состоящий из оптического модуля (прозрачного дисплея-окуляра), камеры, микрофона, динамика, модулей электроники, соединительных кабелей и CAD-модели. Последняя нужна для того, чтобы пользователи могли напечатать корпус очков на 3D-принтере. Затем они собирают рабочую гарнитуру, устанавливая на корпус детали конструктора, и создают собственные визуализации и приложения с помощью фреймворка — визуального конструктора.
Разработка представлена в трех версиях, первая из которых должна быть постоянно привязана к компьютеру, вторая соединяется с ПК через Wi-Fi, а третья — полностью автономна.
«Айфлаксибл» уже внедрила свою технологию для студентов МГПУ. В результате проекта они должны выработать методики использования гарнитуры в образовании. Кроме того, компания подала заявку на участие в IV этапе международного исследования психологии и работоспособности человека в условиях изоляции в космических путешествиях на базе «Сириуса». AR-гарнитура может стать частью удаленного помощника для ремонта оборудования и проведения медицинских осмотров космонавтов в будущем.
Также в рамках деловой части митапа был представлен проект онлайн-обучения детей мягким навыкам (soft skills) от Академии Ukids. Речь идет об обучении детей коммуникации, работе в команде, развитию креативности, способности учиться и адаптироваться к изменениям.
Предпринимательству можно научить
Я_БИЗНЕС, как следует из названия, — платформа для предпринимателей. Выступая на первой встрече сообщества, ее идеолог, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, член фракции ЛДПР Андрей Свинцов отмечал, что главные задачи проекта — защищать бизнес и помогать его развитию. В том числе бизнесу необходима и помощь в подготовке кадров.
Подготовке нового поколения управленцев в сфере бизнеса свое выступление посвятил директор института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС Вячеслав Шоптенко. Он отметил, что сегодня, в условиях избытка доступных знаний, образовательные учреждения, особенно для обучения бизнесу, уже не так нужны, как раньше, ведь всю необходимую информацию можно получить в сети. Но здесь ключевую роль играет именно мотивация: если человек хочет получить знания, он их получит и без вуза.
— Однако образовательные учреждения никогда не останутся без работы. Функция образования меняется: это уже не ликбез, а социальная среда. Во многом люди, особенно взрослые, идут в образование за нетворкингом, за единомышленниками, — отметил спикер.
Вячеслав Шоптенко выделили три фактора бизнес-образования: контент, сеть контактов и практика. Последняя должна составлять до 80% содержания программы. Это работа над дипломным проектом, который в случае бизнес-образования должен иметь конкретное прикладное значение. Фактически, на выходе человек должен получить готовый бизнес, который можно развивать и масштабировать.
Известный предприниматель, меценат и музыкант Андрей Ковалев рассказал, что выступает категорически против деятельности так называемых инфоцыган, которые заполонили своими бессмысленными курсами весь интернет. При этом они еще умудряются уклоняться от налогов и при этом кичатся в соцсетях дорогими авто и отдыхом на Мальдивах.
Андрей Ковалев призвал ввести для них строгий фильтр: без получения соответствующей лицензии никто не должен продавать свои курсы по всей России под видом «образовательного контента». Введенные в заблуждение «ученики» нередко попадают в долговую яму, набирая кредиты под очередной чудодейственный «марафон желаний». Бизнес-образование должно быть качественным, чтобы подготовить новое поколение предпринимателей, желающих развивать свою страну.
Подводя итоги встречи, Андрей Свинцов еще раз напомнил о ключевых задачах сообщества Я_БИЗНЕС: защищать бизнес от нечестной конкуренции и чрезмерного давления со стороны регулирующих инстанций, помогать предпринимателям в получении господдержки, пропагандировать инвестирование и предпринимательскую инициативу среди граждан.
Он сообщил, что после первой встречи платформы Я_БИЗНЕС два бизнесмена обратились к нему за помощью. Сейчас специалисты сообщества занимаются их проблемами. Андрей Свинцов подчеркнул, что уже есть положительные подвижки. Он добавил, что в структуре Я_БИЗНЕС сотни юристов, которые могут помочь бизнесменам в решении самых разных вопросов.
Аркадий Гончаров
Фото автора и организаторов митапа
мероприятий