журнал стратегия

#журнал стратегия

Задача со звездочкой. Власти задумались над тем, как укрепить дисциплину в школах

С 1 сентября 2025 года в некоторых школах шести регионов России начнется эксперимент по выставлению оценок за поведение.  А еще парламентарии предлагают дать учителям право выгонять из класса старшеклассников за неоднократное нарушение дисциплины, а также приглашать на уроки родителей хулиганов.

В интернете полно роликов с неподобающим поведением школьников на уроках. К сожалению, уровень воспитания подрастающего поколения сейчас находится на критически низком уровне. Уже никого не удивляет, когда дети 10-14 лет громко матерятся на улице. Не лучше себя они ведут и на уроках.

Некоторые подростки могут хамить педагогу, а особо ретивые способны и подраться. Так, в середине апреля ученик шестого класса одной из школ в Люберцах принес с собой в портфеле молоток и напал на учительницу математики во время урока. Подросток ударил учителя молотком, а затем сбежал из школы, однако стражи порядка очень быстро его нашли в ближайшей лесополосе. После инцидента руководство школы вызвало полицию и родителей школьника.

А на прошлой неделе в соцсети был выложен ролик, снятый в одной из школ Ижевска. Ученик подрался на уроке с педагогом, используя в качестве «оружия» свой рюкзак. Подобные инциденты происходят постоянно по всей стране, что подрывают авторитет профессии учителя и создают неблагоприятную атмосферу для обучения.

В феврале этого года Владимир Путин распорядился решить проблему с дисциплиной в школах. В частности, глава государства поручил кабмину обсудить целесообразность введения оценки за поведение в школах. В итоге с 1 сентября этого года в некоторых школах шести регионов России - Новгородской, Ярославской, Тульской областей, Луганской Народной Республики, Чеченской Республики и Республики Мордовия стартует эксперимент по выставлению оценок за поведение.

«В новом учебном году мы начинаем апробацию системы оценивания поведения учащихся. Это важный шаг в формировании комплексного подхода к воспитанию и образованию. Это правильная инициатива, которая требует обсуждения совместно с экспертами, педагогами, родителями. Наша общая задача — создать комфортную и мотивирующую среду для развития каждого ребенка», – подчеркнул министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Предварительное изучение опыта в пилотных регионах позволит узнать, как система влияет на дисциплину, мотивацию школьников и атмосферу в классах, а также выявить технические и организационные вопросы, такие как критерии оценки, нагрузка на учителей. Критерии и порядок выставления оценок сейчас разрабатываются. Обязательно будет соблюден принцип объективности оценки поведения ребенка коллективом педагогов, отметили в Минпросвещения.

Основной задачей оценок поведения, практика выставления которых положительно зарекомендовала себя в советское время, служит укрепление сознательной дисциплины школьников, а главным критерием – выполнение своих основных обязанностей, таких как старательное обучение, прилежное поведение, активное участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде. После тестов пройдет обсуждение с учителями и родителями школьников. По итогам такой дискуссии будет принято решение о том, нужны ли поправки в законодательство и введение такой оценки во всех школах страны.

Сейчас педагоги не имеют права выгнать с урока даже самых наглых хулиганов. Статья 43 Конституции гарантирует общедоступность образования. А статья 3 профильного закона гласит: государственная политика в сфере образования основывается на недопустимости дискриминации. При этом школа несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебы. Если с ребенком что-то случится, пока он не на уроке, отвечать будет администрация. Однако зачастую школьники самовольно прогуливают уроки.

Возможности школ влиять на поведение учеников указаны в статье 43 закона об образовании. За нарушение требований устава школы на ребенка могут наложить дисциплинарное взыскание — замечание или выговор. Его могут и отчислить из школы, но лишь за неоднократное совершение дисциплинарных проступков и при условии, что школьнику исполнилось 15 лет, а другие меры воздействия не исправили ситуацию. Решение об исключении принимают с учетом мнения родителей и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.

Взыскания нельзя применять к ученикам младших классов и к детям с задержкой психического развития или умственной отсталостью. При этом учащиеся не могут получить взыскание во время болезни или каникул. При выборе наказания школа должна учесть тяжесть проступка, причины и обстоятельства, предыдущее поведение ученика, его эмоциональное состояние.

Вопрос дисциплины в школе нужно решать комплексно, уверена глава комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина, отметив, что начинать следует не с детей, а со взрослых.

«Все ли мы сделали, чтобы детям было интересно учиться в школе? Насколько содержательны сами предметы? Все ли учебники интересны?» — цитирует Парламентская газета депутата.

Также важна подготовка профессиональных педагогических кадров. Долгое время в педвузы молодежь шла по остаточному принципу. В настоящее время ситуация меняется. Нина Останина добавила, что выгонять детей из класса и изолировать их от сверстников не стоит.

«Я бы пригласила родителей, пусть они сидят вместе со своим ребенком в классе и наблюдают за своим чадом», — предложила депутат Госдумы.

Между тем сенатор Наталия Косихина предлагает дать учителям право выгонять из класса старшеклассников за неоднократное нарушение дисциплины.

«Все попытки плохого поведения необходимо пресекать на корню, начиная с начальной школы. У учителя, как и у ученика, должны быть не только обязанности, но и права, одним из которых является применение такой меры, как просьба выйти из класса, если ученик неоднократно нарушает дисциплину», — заявила член Комитета Совфеда по социальной политике.

Данную меру следует обсуждать. Косихина уверена, что это позволит быстрее и эффективнее добиваться порядка в классе, прививать уважение к педагогам. При этом важно, чтобы принимаемые меры не противоречили законам и Конституции.

В любом случае все начинается с семьи. Родители обязаны научить своих детей уважать педагогов и окружающих, прививать им элементы базового культурного поведения в обществе. Это не сложно, но со своими детьми тоже нужно работать, иначе может дойти до того, что на уроках будет постоянно присутствовать инспектор по делам несовершеннолетних или другой представитель закона, чтобы пресекать любые попытки хулиганства. Однако, где мы возьмем столько специалистов, поэтому в первую очередь родители должны научить своих детей цивилизованно себя вести.

Фото: Freepik - Freepik

анонсы
мероприятий
государство

С 1 июля в России вырастут тарифы ЖКХ

 

#,
государство

Новые законы, которые начнут действовать в мае 2025 года

 

#, , , ,