журнал стратегия

#журнал стратегия

Дмитрий Шушкин:

«От ИИ-помощника

я бы не отказался»

Одним из топовых спикеров конференции Russian Tech Week — 2019 стал генеральный директор «ABBYY Россия» Дмитрий Шушкин. Он согласился ответить на несколько вопросов нашего издания.

Цена лидерства

— Как ABBYY попала на первое место рейтинга Rusbase, где собраны самые успешные фирмы в сфере искусственного интеллекта в РФ?

— На российском рынке ABBYY работает уже больше 30 лет, и с момента основания мы занимаемся разработками в области искусственного интеллекта — в частности, у нас сильные компетенции в компьютерном зрении и обработке естественного языка. Компания вкладывает значительные инвестиции в новые технологии, у нас большой штат R&D — более 400 человек.

Стоит отметить, что понятие искусственного интеллекта довольно широкое: это и самоуправляемые автомобили, и системы распознавания лиц, и предиктивная аналитика, и еще много разных технологий. ABBYY выбрала одно из направлений — интеллектуальную обработку информации. Это все, что связано с извлечением и анализом большого объема данных из структурированных и неструктурированных документов.

Мы внимательно изучили структуру рынка и поняли, что на этом поле в России, да и в мире, играет не так уж много вендоров, при этом спрос на подобные технологии еще долго будет расти.

Так, в сентябре 2019-го мы провели исследование российского рынка ИИ с экспертами IDC. Оказалось, что 38% крупных компаний в России используют ИИ именно для обработки данных из разных источников, при этом в ближайшие два года проектов в этой области станет в два раза больше.

В банках подобные решения нужны в таких процессах, как открытие счета физическим и юридическим лицам, обработка кредитного досье, управление корпоративными рисками. В нефтегазовых, промышленных, энергетических компаниях они позволяют автоматически обрабатывать первичную, кадровую, техническую документацию, автоматизировать закупочную деятельность. В телекоме — отвечать на вопросы клиентов, создавать сервисы для самообслуживания, анализировать и прогнозировать результаты маркетинговых акций, и так далее. Все эти и многие другие задачи бизнеса решают технологии ABBYY.

— Можете привести примеры из недавней практики?

— Если говорить о конкретных продуктах, то можно выделить несколько направлений. У нас есть ABBYY FlexiCapture — универсальная платформа для интеллектуальной обработки информации. Она определяет любые типы документов — от паспорта до юридического договора, извлекает из них данные, проводит их проверку по базам и отправляет структурированную информацию в целевые системы.
Например, банк ВТБ использует ABBYY FlexiCapture, чтобы в 2,5 раза быстрее открывать счета для представителей малого и среднего бизнеса. «Вкусвилл» — анализирует данные из первичных бухгалтерских документов и эффективно планирует закупки во всех городах присутствия. «Росбанк Дом» — быстро собирает данные клиентов для оформления ипотеки.

У ABBYY обширная линейка SDK-продуктов, которые заказчики встраивают в собственные системы и мобильные приложения. Например, DLP-вендоры активно применяют ABBYY FineReader Engine в своих решениях для предотвращения утечки данных на изображениях. Банки используют ABBYY Mobile Capture, чтобы их клиенты могли быстро и удобно распознавать длинные реквизиты в онлайн- и мобильном банке. Телеком-операторы «большой тройки» применяют связку SDK-технологий ABBYY с распознаванием лиц и позволяют абонентам активировать SIM-карту, не приходя к ним в офис.

Наконец, в 2019 году мы вышли на новый для себя рынок процессной аналитики — process intelligence. Интеллектуальная платформа ABBYY Timeline — это решение, которое помогает нашим заказчикам лучше понимать бизнес-процессы, определять, какие технологии будут работать более эффективно в их структуре, и оценивать результаты проектов. Это перспективный рынок: по прогнозу MarketsandMarkets, объем инвестиций в это направление перевалит за миллиард долларов в течение нескольких лет.

Вглубь веков

— У вас есть решения для простых пользователей?

— Последний десяток лет наша компания сосредоточена на развитии технологий интеллектуальной обработки информации для корпоративных заказчиков: они приносят ABBYY около 90% доходов. Так, среди наших клиентов — компании более чем из 200 стран, такие как Сбербанк, PwC, Ferrero, Альфа-банк, Volkswagen, Samsung, МОЭК, BP, банк «Точка», PepsiCo, транспортная группа Fesco, оператор Tele2 и многие другие. В первую очередь мы решаем задачи крупного бизнеса.

В то же время у ABBYY есть технологии, с помощью которых людям проще и удобнее планировать свои путешествия. Так, более 12 млн человек используют наши приложения для iOS и Android, чтобы держать копии документов для поездки под рукой, быстро бронировать авиабилеты, в реальном времени распознавать и переводить тексты на дорожных знаках, вывески в городе, меню в кафе и ресторанах. Все это упрощает жизнь путешественникам.

— Big data называют новой нефтью. Вам под силу создать ИИ, способный вычленять из гигантских массивов информации полезные вещи?

— Технологии ABBYY уже решают подобные задачи — ведь поток информации постоянно увеличивается и люди уже не могут справиться с ним в одиночку. Аналитики IDC, например, посчитали, что в ближайшее время 78% российских компаний столкнутся со значительным увеличением объема неструктурированных данных. Без ИИ здесь не обойтись. Это мы видим и на примере наших заказчиков. Так, НПО «Энергомаш», которое входит в корпорацию «Роскосмос», тестирует наше решение для поиска нужных документов и данных по всем корпоративным источникам. 

Это что-то вроде поисковика, но внутри компании, с разграничением доступа по нужным отделам и сотрудникам. У «Энергомаша» архив ведется с 1920-х годов, при этом в огромном объеме документов хранятся знания конструкторов о ракетных двигателях, ноу-хау и даже возможные будущие изобретения. С нашими технологиями предприятие сможет использовать эту информацию для развития бизнеса.

— Познаем ли мы тайны мира, если научим ИИ копаться в «больших данных минувших веков»?

— Мы работаем и с big data минувших веков, как вы сказали. Для нас важно не просто создавать инновации, но и приносить пользу бизнесу и обществу. Поэтому компания реализовала много проектов в области сохранения культурного, исторического наследия, помогает проводить переписи населения в развивающихся странах.

В России ABBYY и десятки тысяч волонтеров оцифровали Полное собрание сочинений Льва Толстого в 90 томах. Сейчас мы в финале краудсорсингового проекта «Открой историю Большого» по извлечению и анализу данных исторического архива программок и афиш Большого театра.

В Саудовской Аравии компания участвовала в организации переписи населения и помогла обработать 5 млн анкет. В Малайзии министерство сельского хозяйства использовало технологии ABBYY, чтобы собрать полную информацию о владельцах каучуковых плантаций — для развития агропромышленности страны. Возможно, эти организации не открывают «тайны мира», но извлекают из этих данных конкретную практическую пользу и делают жизнь людей лучше.

 

Третий не лишний

— Что вы думаете о проблеме безработицы из-за развития технологий?

— Любое незнание порождает страхи. Когда изобрели ткацкий станок, ткачи бастовали, так как боялись лишиться работы. Ямщикам не нравились автомобили, так как из-за них никто не хотел ездить в повозке. В ходе индустриализации люди боялись уже промышленных роботов и ломали их. Сейчас это происходит с искусственным интеллектом.

Думаю, что еще несколько лет люди будут относиться к этим технологиям с недоверием, через пару лет наконец поймут, что ИИ не заменяет их полностью, а лишь делает работу проще, а еще через пять лет — привыкнут и перестанут замечать его.
Искусственный интеллект не бог и не супергерой. Это лишь инструмент, который помогает человеку меньше заниматься рутинными задачами: не перепечатывать данные из документов, а сразу смотреть и анализировать их на компьютере, не искать магазин на бумажной карте, а выстраивать сложный маршрут и прогнозировать, сколько времени понадобится, чтобы прийти в эту точку. Не заниматься тем, что уже делал десятки и сотни раз, а искать ответы на более интересные вопросы.

Конечно, людям придется учиться работать с интеллектуальными технологиями и правильно распределять задачи. Мы вообще живем в такое время, когда получать новые навыки можно в любом возрасте и постоянно — именно это повышает ценность людей на рынке труда.

— Основатель ABBYY Давид Ян сейчас проводит эксперимент: поселил у себя дома в США ИИ со свободой воли. Его жена была этим не очень довольна и даже просила «красную кнопку» для отключения «разума». По сути ведь это модель семьи будущего. Как вы думаете, ИИ и традиционная семья смогут уживаться под одной крышей? Нужен ли каждому такой «квартирант»? Или без личного ИИ в будущем и шагу нельзя будет ступить?

— В каком-то смысле мы уже живем вместе с ИИ под одной крышей, ведь многие люди не расстаются со своими смартфонами. Приложения для заказа еды, мобильный банк, фитнес-трекеры — все эти и многие другие программы имеют элементы искусственного интеллекта. Некоторые из таких приложений уже содержат голосовое управление и даже умеют прогнозировать ваши дальнейшие действия.

Например, карты определяют, что если вы пять раз в неделю ездите из Мытищ в Отрадное, то, наверное, вы живете в Мытищах и работаете в Отрадном и этот маршрут стоит пометить как «Работа».

Мы все используем навигаторы, которые сами прокладывают путь до нужной точки. По сути, это ИИ, который за вас решает, куда вы едете.

Думаю, что со временем эти приложения объединятся в общую систему — такого универсального интеллектуального ассистента, к которому можно обратиться с любым вопросом. Нужен ли такой помощник всем и каждому? Возможно нет, но я бы от него не отказался.

Беседовал Николай Алексеев

Фото: пресс-служба ABBYY; Shutterstock

23.12.2019
инновации

Как цифровизация меняет тяжелую промышленность

 

#,
инновации

Российские стартапы расширяют границы

 

#, , , ,
инновации

Как цифровизация меняет тяжелую промышленность

 

#,
инновации

Российские стартапы расширяют границы

 

#, , , ,
анонсы
мероприятий