Эра цифрового богатства
На форуме «Цифровая трансформация: фокус на IP» говорили об экономике нового типа, когда основу предприятия составляют не здания и станки, а нематериальные активы — технологии и патенты.
Форум проходил в знаковом месте — на территории особой экономической зоны «Технополис «Москва». Раньше здесь располагался легендарный завод АЗЛК, производивший автомобили «Москвич». К сожалению, его ждала незавидная участь — в 1990-е и нулевые годы завод отчаянно пытался выжить, а в 2010 году был окончательно ликвидирован. И главная причина бесславного конца — технологическая отсталость и неконкурентоспособность. Урок всем современным производствам — если у вас нет хороших инновационных патентов, то битву за клиента можно проиграть.
Сегодня советские цеха превращены в модное дизайнерское пространство. Тут нашли дом более ста резидентов — лидеров в нанотехнологиях, микроэлектронике, биофарме. Расположены здесь также открытые фонды Политехнического музея и образовательный центр «Кванториум».
Почетным гостем форума стал заместитель гендиректора Всемирной организации интеллектуальной собственности Йошиюки Такаги (на фото справа).
— Потеря патента или его нерегистрация может очень дорого обойтись вашему бизнесу, — сказал он. — Для современного предприятия важно проводить патентную аналитику, чтобы видеть весь ландшафт, чтобы понимать, какие технологии будут определять основные тенденции на рынке завтра. Если вы хотите привлечь серьезного инвестора, то должны быть готовы, что он спросит о ваших патентах и о том, проводили ли вы сравнение на глобальном уровне, насколько ваша технология актуальна для рынка и в чем ее преимущество по сравнению со схожими разработками.
Одно из мест, где помогут с патентной аналитикой в России, — Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС).
— Нас часто спрашивают: как построить завод? Но не само здание, а совокупность технологий. И мы делаем анализ, чтобы дать клиенту понимание, как создать современное и выгодное производство в той или иной области, — рассказал руководитель проектного офиса ФИПС Олег Ена (на фото слева). — Например, недавно мы делали аналитику по композитным материалам и достаточно точно смогли показать заказчику, в каком сегменте его продукция будет востребована. Мы держим руку на пульсе. Ездим по миру и смотрим, где и какие есть возможности по патентам для более эффективного ведения бизнеса.
Глава холдинга ADA Aerospace Александр Милевский уверен, что без четкой аналитики по интеллектуальной собственности невозможно осваивать новые рынки.
— Надо грамотно оценить ситуацию еще на стадии идеи, — сказал он. — Вершина анализа — найти свой «голубой океан», где у вас практически не будет конкурентов и вы сможете быть максимально эффективными.
Йошиюки Такаги добавил, что по тому, какие документы оформляют конкуренты, можно довольно точно определить их дальнейшую стратегию. Например, компания Apple стала регистрировать патенты и торговые марки в сфере стримингового ТВ — и через некоторое время мы увидели презентацию нового сервиса Apple TV Plus.
Эксперты отметили, что 99 процентов всех компаний в мире не владеют правами на интеллектуальную собственность. Стоит ли говорить, что преимущество на стороне того самого 1 процента.
— У предприятий из спиcка S&P 500 сейчас главные активы уже нематериальные, то есть это технологии и патенты, — сказал менеджер по развитию бизнеса LexisNexis Russia Марат Альмаганбетов. — И это та сфера, в которую стоит вкладывать средства и усилия.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Григорий Ивлиев, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента):
— Мы получаем более 200 тысяч обращений в год. По сравнению с США или Китаем это немного. Но все равно это довольно большой массив данных для экспертизы. Ежегодно мы выдаем более тысячи патентов. И большая часть из них уже обрабатывается в электронном виде.
Для меня вызов состоит в том, что я должен создать комфортные условия для современного бизнеса, которые позволят заключать сделки в сетях Роспатента и оплачивать их через банковские системы, не выходя из офиса.
Цифровизация — это вызов. Вне зависимости от успешности любого бизнеса в прошлом, те, кто не способен быстро принять этот вызов сейчас, не смогут идти дальше.
Николай Алексеев
Фото автора и с сайта ОЭЗ «Технополис «Москва»
мероприятий