журнал стратегия

#журнал стратегия

Импортозамещение в сфере ИТ

В 2022 г. российский ИТ-рынок столкнулся с серьезным вызовом: его покинули крупнейшие зарубежные вендоры, чья экосистема совместимых продуктов «пронизывала» ИТ-инфраструктуру практически во всех отраслях, причем не только в коммерческом секторе, но и в госорганах. В 2021 г. на иностранное ПО приходилось почти 66% закупок ПО организациями (включая оплату лицензий и доступ по подписке), а объем ИТ-импорта в Россию составлял 418 млрд руб., или 5,7 млрд долл. Разрыв связей с российскими клиентами в 2022 г., как правило, предусматривал отключение от облачных сервисов всех видов (SaaS, IaaS, PaaS), приостановку/прекращение продаж новых лицензий на ПО (продления действующих) и заключения новых контрактов на внедрение, а также прекращение техподдержки со стороны материнской компании и обновлений ПО, ранее установленного у российских пользователей.

Меры поддержки в сфере ИТ были предприняты в числе первых – уже 3 марта 2022 г. был выпущен соответствующий Указ Президента РФ № 83, ставший основной для дальнейшей работы в течение года. Такая быстрая реакция на события стала возможна благодаря предшествующему тесному взаимодействию Правительства и Минцифры России с ИТ-сообществом, начатому еще в 2020 г. с реализации «налогового маневра» в ИТ-отрасли. Напомним, что он радикально улучшил условия работы отечественных ИТ-компаний, прежде всего, разработчиков лицензионного (тиражного) ПО – для них ставка страховых взносов была снижена до 7,6%, а ставка налога на прибыль – до 3%. В 2022 г., в рамках реализации Указа, налоговая нагрузка была снижена ее сильнее (налог на прибыль обнулен), а круг получателей льгот расширен – это позволило вовлечь в контур поддержки крупные компании, которые монетизировали ПО не через лицензии (а, например, рекламу), а также поставщиков услуг внедрения отечественного ПО и владельцев отечественных цифровых платформ и сервисов (например, образовательных, аудиовизуальных).

В целом, можно выделить три направления поддержки в сфере ИТ, предпринятые государством в 2022 г. Во-первых, дополнительное финансирование разработки и масштабирования импортозамещающих цифровых решений, включая ПО и оборудование, через упомянутое расширение налоговых льгот, а также гранты, льготные кредиты на разработку. Во-вторых, встречное стимулирование спроса и гарантированного заказа (гранты и льготные кредиты на внедрение, форвардные контракты, обязательства по переходу на отечественное ПО и ПАК для владельцев критической информационной инфраструктуры). Наконец, крайне значимым и своевременным решением стала координация разработчиков и якорных заказчиков отечественного ПО в ключевых классах и отраслях на базе механизма индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых решений (ИЦК) и центров компетенций по развитию общесистемного и прикладного программного обеспечения (ЦКР).

Оценка ИТ-ландшафта, проведенная с участием ИЦК, показала, что для более 80% видов ПО имеются российские аналоги. Вместе с тем предстоит большая работа по доведению отечественных продуктов до необходимой функциональности, поэтому система грантовой поддержки была переориентирована на эти задачи. В соответствии с утвержденными «дорожными картами» «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение» в развитие импортозамещающих решений по указанным видам ПО планируется инвестировать более 200 млрд руб. средств бизнеса и еще более 40 млрд руб. кредитных и грантовых средств.

Стоит отметить, что в 2022 г., по предварительным итогам, ИТ-рынку в России удалось сохранить положительную динамику: рост оборота ИТ-отрасли составил около 20% (относительно 2021 г.), динамика инвестиций организаций в ПО, характеризующая спрос бизнеса и госсектора, также была положительной — увеличение примерно на 1/3 за 9 месяцев 2022 года. За период с февраля по октябрь 2022 г. продажи продуктов из Реестра отечественного ПО (в части лицензий и SaaS, освобождаемых от НДС) выросли на 45% к уровню аналогичного периода 2021 г.

Работа по развитию и внедрению отечественных ИТ-решений сталкивается с рядом вызовов и рисков. Несмотря на хорошие заделы отечественных разработчиков, репликация своими силами всего спектра иностранных программных продуктов с полным функционалом (даже с опорой на open source) представляется затруднительной. К примеру, годовой R&D-бюджет только 5-ти крупнейших вендоров ПО, ушедших с российского рынка – Microsoft, Oracle, SAP, VMware, Autodesk, превышает 37 млрд долл., или 1 трлн руб. по ППС (2021 г.) – это половина всей добавленной стоимости российской ИТ-отрасли и в разы выше объема ресурсов, направляемых на разработку российских решений. При этом необходимо иметь в виду, что по многим видам специализированного ПО отечественный рынок крайне мал на фоне требуемых вложений. Ограничивающим фактором для создания отечественных ИТ-решений может стать нехватка соответствующего предложения компетенций, особенно на фоне релокации части наиболее конкурентоспособных разработчиков (в т.ч. уровней senior, lead).

Наконец, имеет место и «инерция» потребителей ИТ-решений – хотя западные вендоры ушли с российского рынка, в большинстве случаев их персонал перешел в российские ИТ-компании и продолжает поддерживать и развивать, кастомизировать ранее развернутые локально иностранные решения. Высока вероятность того, что в долгосрочной перспективе взамен импортозамещения образуется множество ИТ-систем с «ядром» от иностранных вендоров. Риск усиливается тем, что в связи с невозможностью оплаты лицензий на зарубежное ПО оно фактически становится «бесплатным» для потребителей, что снижает мотивацию к миграции на отечественные решения.

В рамках дальнейшего развития и реализации мер поддержки в сфере ИТ представляется важным придерживаться ряда принципов: поддерживать конкурентную среду среди отечественных разработчиков и предотвратить монополизацию в определенных сегментах ИТ-рынка, минимизировать развитие кастомизированных ИТ-продуктов с низким потенциалом тиражирования, обеспечить баланс между импортозамещением решений «вчерашнего дня» и созданием и продвижением отечественных продуктов для новых инновационных цифровых рынков, в т.ч. зарубежных стран. Причем это должен быть экспорт не услуг заказной разработки (который преобладал многие годы), а конечных тиражных продуктов с высокой маржинальностью. Усиление фокуса на поддержке ИТ-экспорта, которое может показаться не вполне очевидным в текущих условиях, представляется важным, т.к. позволит преодолеть проблему ограниченной емкости российского ИТ-рынка.

Тамара Зинина, заместитель директора Центра стратегий и программ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
инновации

ExpoElectronica–2024: суверенитет начинается с технологических кадров

 

#, , , , ,
инновации

Uncom OS и АО «Технопарк Санкт-Петербурга» будут совместно продвигать отечественные решения

 

#,