Исследователи ВШЭ впервые измерили видимую в окуляре финансовой отчетности часть российского хайтека
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ предварительно определил пул и ключевые характеристики технологических компаний России в разрезе отраслей и регионов на основе данных о расходах на НИОКР и стоимости нематериальных активов (НМА), включенных самими организациями в финансовую отчетность.
Справочно: по итогам заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 18 июля 2022 г. Правительству РФ были даны поручения по внесению в законодательство изменений, направленных на определение понятия «технологическая компания», а также по разработке дополнительных мер поддержки таких организаций. Для их выявления и мониторинга, в соответствии с проектом федерального закона «О развитии технологических компаний в Российской Федерации», могут быть использованы данные финансовой отчетности. Проектом Концепции технологического развития России предполагается фокусировка мер государственной поддержки и создание преференциальных налоговых и административных режимов для таких компаний.
Главные выводы:
✦ Из 3,1 млн юридических лиц, действовавших в России в 2022 г., о наличии НМА в финансовой отчетности заявили 52 тыс. компаний (1.7%), а о расходах на НИОКР за последние три года — 5,8 тыс. (менее 0,2%).
✦ Данные о НИОКР в финансовой отчетности в основном отражают компании обрабатывающих производств (39% всех организаций с НИОКР), научно-технической сферы деятельности (26%), в области информации и связи (10%). Больше всего компаний с НМА приходится на оптовую и розничную торговлю (24% от общего числа организаций с НМА), обрабатывающие производства (21%) и научно-техническую сферу деятельности (13%).
✦ В высокотехнологичных отраслях промышленности и наукоемких услуг работают 5% юридических лиц страны. При этом на эти две группы приходится 65% всех компаний с НИОКР и 21% держателей НМА.
✦ Креативный сектор в целом характеризуется более высоким значением стоимости НМА в расчете на одну организацию (1,8 млн руб. против 0,7 млн руб. в среднем по России) за счет современных бизнес-ориентированных индустрий: телерадиовещание; кино, анимация и звукозапись; ИТ и видеоигры. Существенно более низкие значения стоимости НМА в расчете на одну организацию (от 0,004 до 0,3 млн руб.) демонстрируют остальные креативные индустрии (архитектура; дизайн; ювелирное дело; промыслы и ремесла; фотография; музеи, библиотеки, архивы; исполнительское искусство; художественное творчество; образование в креативных индустриях), что может быть связано с отсутствием удобных правовых форм для оформления результатов интеллектуальной деятельности и в целом низким уровнем коммерциализации интеллектуальных продуктов.
✦ Порядка половины отчитавшихся по НИОКР и НМА юридических лиц сосредоточены в трех регионах — Москве (34 и 32% соответственно), Санкт-Петербурге (10 и 9%) и Московской области (по 7%), при этом столичные компании формируют свыше половины стоимости НИОКР (54%) и почти половину стоимости НМА (48%).
✦ Для повышения надежности данных о расходах на НИОКР и капитальных вложениях в НМА российских компаний необходимы комплексные меры, нацеленные, с одной стороны, на информирование бизнеса, обучение и популяризацию лучших мировых практик учета, с другой, — на создание стимулов к отражению соответствующих данных.
Подробный материал по ссылке.
Фото: Freepik
мероприятий